В стиле Венички

 

В Библиотеке книжной графики открылась выставка Василия Голубева. Библиотека книжной графики — последние годы один из самых интересных выставочных центров в Петербурге. Из официальных институций, где современное искусство поставили на службу отчетности, прозрачности и прочим идеалам либерализма, жизнь переместилась туда, где еще не успели развернуться модернизаторы. То, что яркие проекты были сделаны именно в Библиотеке книжной графики, кому–то покажется вдвойне странным, так как школа ленинградской / петербургской графики, сформировавшаяся в 1920 – 1930–е, после перестройки сошла на нет.
Юрий Васнецов, Владимир Лебедев, Бронислав Малаховский и многие их коллеги теперь забыты широкой публикой. Впрочем, восстановить их славу проще простого. На изданиях, оформленных этими художниками, выросло большинство из нас. Также в детстве многие читали книги и журналы с иллюстрациями Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова и других московских концептуалистов, которые сейчас могут даже обидеться, если их назовут художниками–иллюстраторами. А зря. Книжная графика живет и побеждает, и современному искусству без нее никак. Об этом свидетельствуют прошедшие недавно на 7–й Красноармейской выставки о позднесоветском примитиве и нынешнем китче, о мастерских современных художников и др.

Гротеск и лубок

Проект Василия Голубева продолжает графическую традицию, сложившуюся в Ленинграде / Петербурге в 1980–1990–е. Рисунки митьков, Гаврилы Лубнина и Николая Копейкина любимы широкой публикой как веселые абсурдистские несуразицы.
В живописи эти художники тоже комбинируют гротеск, карикатуру и лубок. Они прежде всего рассказчики, хотя иногда с успехом работают как иллюстраторы.
Василий Голубев тоже известен как автор нарративных картин по мотивам популярных фильмов, литературной классики и русской народной жизни, богатой анекдотами и нелепостями. Впрочем, на выставке живописи нет. В Библиотеке книжной графики можно увидеть несколько графических циклов.
Большинство из них — иллюстрации к самым разным текстам: от былин и учебника по истории академика Платонова до садистских стишков Олега Григорьева и алкоэпоса Венедикта Ерофеева "Москва — Петушки".

Москва и Петушки

Рисунки к этой горячо любимой вечно молодым и вечно пьяным отечественным читателем книге — гвоздь программы. Это не традиционные иллюстрации, воспроизводящие героические эпизоды из жизни Венички. Голубев аранжирует ерофеевский рассказ визуальным комментарием. На одних рисунках он воссоздает атмосферу "Москвы — Петушков", другие с трогательной точностью передают задушевный стиль героя поэмы.
Даже когда художник рисует свои истории, он так проникается духом поэмы, что их не отличить от притч Венички.