Смыкайте ряды

 

Когда в Большом зале петербургской государственной филармонии Михаил Ефремов призвал к восстанию, зал, кажется, задержал дыхание, на секунду забыв, что вообще–то дают не "Гражданина поэта", а увертюру Бетховена "Эгмонт" к трагедии Гете. Вещь цензурированную, заказанную композитору Венским придворным театром и вот уже лет двести вполне разрешенную к исполнению.
Но что–то носится сегодня в воздухе такое, что строки из монолога "За благо высшее сражайтесь, за свободу" воспринимаются совсем не так, как в более спокойные времена. Гете позабористее будет, чем Дмитрий Быков, ведь у него герой не ерничает, а вполне открыто призывает народ к несанкционированной вооруженной борьбе.
Впрочем, на то она и классика, чтобы не устаревать и чтобы каждая эпоха видела в ней свое отражение. Это возможно, конечно, только при блестящем исполнении — но на то есть Юрий Темирканов, худрук фестиваля "Площадь Искусств", в рамках которого состоялся революционный концерт.
Темирканов собрал действительно выдающиеся коллективы и музыкантов и придумал весьма рафинированную и при этом доступную для людей, интересующихся музыкой, программу. Прозвучавшая на открытии фестиваля "Жизнь героя" Рихарда Штрауса послужила изысканным и в то же время весьма возбуждающим аперитивом. И далее за 12 дней фестиваля набивших оскомину блюд точно не было — ведь их готовили лучшие музыканты Европы и мира. Берлинская академия старинной музыки собрала полный зал поклонников аутентичного исполнения эпохи барокко. Очень продуманным и удачным был выбор кантаты Орфа "Кармина Бурана" для закрытия — мало какое произведение музыки XX века разговаривает с тобой так открыто о главных вопросах жизни.
Кстати, в начинавшейся голландской революции граф Эгмонт представлял умеренное крыло — вроде наших Касьянова и Собчак. Он верил в компромисс и был обезглавлен на площади — а радикально настроенные принцы Оранские не поверили в милость монарха, подняли восстание и победили.