Картинка с музыкой

 

ВМраморном дворце открылась выставка "Звучащее вещество". Зрелище, что называется, не для всех.
Начиная со второй половины XIX века очень популярная идея — целокупное произведение искусства: что–то среднее между музыкой и изобразительным искусством. На рубеже веков этому жанру придавали прямо–таки мистическое значение. Знаменитый венский композитор Арнольд Шенберг считал: творец музыки — пророк новых путей и новых идей, несущий в своем творчестве закодированные и зашифрованные смыслы бытия. Задача слушателей — найти и распознать их. Такой же концепции, но в живописи придерживался Василий Кандинский. "Прометей" (1910). "Поэма огня" Александра Скрябина включала цветовую партитуру и была шагом к задуманной "Мистерии", которая должна была преобразовать весь мир, перестроить всю Вселенную. Во всем этом было что–то схожее со спиритизмом и антропософией.
В настоящее время, когда каждый гаджет ползает, пищит, поет, покоряет пространства и моря, идеи какого–то сверхсмысла в сочетании музыки и изобразительного искусства кажутся претенциозными. На крайний случай есть ведь и опера. То есть можно сказать, что колоссальные планы современников Малевича и Матюшина оказались бессмысленными в связи с развитием технологий.
Но тем не менее сами попытки обрести некую мистическую связь с универсумом путем отправления ему светомузыкальных посланий существовали и, как мы видим, существуют. Есть такой малозначимый тренд.
К сожалению, в выставке Русского музея особого сквозного смысла нет — тут и живопись, изображающая музыкальные инструменты, и какие–то странные штуки, издающие звуки, и — подспорье дизайнера — знаменитые "Цветовые таблицы" Михаила Матюшина и его учеников. И американский композитор Джон Кейдж, написавший пару полотен в духе абстрактного экспрессионизма, и создатель "Поп–механики" наш гениальный земляк Сергей Курехин.
Общая атмосфера выставки напоминает городок аттракционов. Многочисленные объекты, рассредоточенные по двум этажам, жужжат, переливаются, крякают, вздыхают, квохчут, мычат, издают звуки скрипичного ансамбля.
Так что по крайней мере одна категория зрителей на выставке потенциально есть — это дети, по преимуществу дошкольники и ученики начальных классов.