Горячие финские фильмы

Автор фото: Кадр из фильма "Железное небо"

 Весь мир снова заговорил о финском кинематографе после успеха фильма "Железное небо", в котором лунные нацисты схватились с вооруженными до зубов американскими гуманистами.

Финское кино не только уверенно чувствует себя дома, но и пользуется все большим спросом за рубежом, причем не только на фестивалях, но и в массовом прокате. На этой неделе в Петербурге высадился целый десант финских киношников, которые привезли сюда свои самые интересные работы. В рамках Недели кино Финляндии, которая до воскресенья идет в кинотеатре "Аврора", можно увидеть и последние работы режиссеров из Суоми, и финскую классику.
В чем же секрет успеха финских фильмов последнего времени? Может быть, в интересе к обычным живым людям? Пока российские мастера экрана мечтают перетарантинить тарантино, переголливудить голливуд или хотя бы разжиться деньжатами, продав на ТВ очередную поделку про маньяков или ГУЛАГ (авось пипл схавает, хавали же раньше!), наши северные соседи обращают внимание на обычную жизнь и обычных людей, которым можно сопереживать. За каждым человеком, за каждой семьей стоит своя история - у кого-то трогательная, у кого-то романтическая или трагическая, а за каждой такой историей - эмоция, без которой не бывает настоящего кино.
Герои фильма Маарит Лалли "Почти 18" - пять подростков из Хельсинки. Ничего выдающегося, обычные ребята из обычных семей, в каждой из которых, что называется, свои тараканы. Режиссер, однако, сумела показать, как эти дети каждый день решают совсем не детские вопросы. Современная семья устроена как акционерное общество - у кого-то закрытое, у кого-то открытое, - но в ней остро не хватает теплоты и человечности. А что, в Петербурге как–то иначе?
В программе фестиваля фильм Сакари Кирьявайнена о Второй мировой войне "Молчание", "Крысиный король" Петри Котвица - история старшеклассника, который стал компьютерозависимым, социальная сатира Элиаса Коскимиеса "Грязная бомба". Показывается и "Очищение" — экранизация серьезного романа писательницы Софи Оксанен, за который она получила главную литературную премию Финляндии.
Вообще, сценарии некоторых из этих финских фильмов российские продюсеры наверняка бросили бы в мусорную корзину, сочтя слишком социальными, слишком проблемными. У нас под кино все чаще понимается дешевое развлекалово. Но интересно, что в российском прокате провалились чуть ли не все последние отечественные комедии, каждая из которых низкопробнее другой. Разве это не говорит о том, что наша публика ничуть не меньше, чем финская, соскучилась по нормальному человеческому высказыванию, по эмоциям, по смыслу, наконец?
Население Финляндии примерно равно населению Петербурга, а число солнечных дней в году вряд ли делает Хельсинки Голливудом. Тем не менее финское кино снова находится на подъеме - как в 1980-е годы, когда братья Каурисмяки заставили говорить о себе весь кинематографический мир.
Кажется, и в Петербурге: найди несколько талантливых молодых ребят, да и сними фильм про них самих… Собственно, внимание к тем, кто рядом, когда-то составляло отличительную особенность ленинградского кино. Что ж, теперь не грех посмотреть на то, чем когда-то были славны сами, у наших финских друзей, поучиться у них тому, как и для кого нужно делать кино сегодня.