Пьесы Шекспира и Чехова как инструмент для решения бизнес-задач

Автор фото: Андрей Кульгун

Пол Борн — английский театральный режиссер, которого зовут к себе такие далекие от исполнительского искусства компании, как Сбербанк, Novartis, Philipp Morris International, Bank of China, Дубайская фондовая биржа и др. Он приезжает к ним, чтобы помочь решить их задачи в бизнесе с помощью пьес Шекспира, Чехова и Ибсена.

Соединение театра и бизнеса в жизни Пола Борна произошло случайно. В Нью-Йорке. Он ставил театральные постановки, а в свободное время преподавал режиссерское мастерство. Одна из его учениц, замужняя женщина, привела на занятия своего мужа, офицера армии США. А тот как-то пожаловался господину Борну, что личное общение между его коллегами — сплошные проблемы. Почти сразу родилась мысль о том, что нужно придумать какое-то действо, которое помогло бы наладить межличностные коммуникации в среде военных. В результате Пола пригласили в Вест-Пойнт, высшее федеральное военное учебное заведение армии США, где он провел игровые тренинги для молодых офицеров. С тех пор он колесит по разным странам, включая Россию, где является партнером компании iNTG, раскрывая в топ-менеджерах Гамлетов или Лопахиных. Хотя все-таки большую часть времени, по его словам, посвящает настоящим постановкам с профессиональными актерами.
Пол, на самом деле для России театральные технологии в бизнесе — тема не новая. Она была очень популярна в начале 2000-х. Тогда было много похожих тренингов, школы актерского мастерства для топ- менеджеров. Но сегодня заметен новый виток популярности. Чем, по вашему мнению, можно это объяснить?
— Мне, конечно, сложно сравнивать Россию тогда и сейчас, но думаю, для нового всплеска популярности есть несколько причин. Одна из них — растущая скорость изменений и принятия решений. Люди, занимающие высокие позиции, образованны, у них уже очень много разных навыков, но им нужно быстрее, чем раньше, вовлекать людей в процессы, быстрее получать от них эмоциональный отклик, быстрее изменять и закреплять в них нужные навыки. И для решения этой задачи, по моему мнению, как нельзя лучше подходят техники исполнительских видов искусства, к которым относятся театр и музыка. В них самая важная вещь — эмоции. Эмоциональное воздействие так велико, что этот опыт, интенсивно переживаемый в разных ситуациях, из которых люди делают для себя какие-то выводы, никогда уже ими не забывается.
Кстати, людям очень нравится ваш тренинг "Оркестр", когда вы из не знакомых между собой руководителей собираете слаженный музыкальный коллектив. Но я думаю, что секрет этого — в вашей харизме и в том, что для участников спонтанного оркестра это все-таки игра, а не работа.
— Если вы говорите об "Оркестре лидеров", когда мы собирали топ-менеджеров разных компаний и через 3 часа они уже вовсю исполняли зажигательную самбу на барабанах, на которых до этого никогда не играли, то это был особый случай, своего рода мастер-класс. На самом деле оркестр — только часть большого тренинга, и его задача проиллюстрировать действия коллектива, в котором отсутствует иерархия и где каждый участник и каждая подгруппа вносят свой вклад, разделяя ответственность за общий, очень впечатляющий, эмоционально заряженный и вдохновляющий результат.
Вы спрашиваете, как мой подход может быть использован в бизнесе. Я отвечу так: мир бизнеса и мир театра — разные миры, но у них есть много зон пересечения. Самая очевидная — исполнение ролей. Мы все постоянно играем какие-то роли. И здесь мы с коллегами в первую очередь работаем над такими простыми вещами, как общение, уверенность, креативность, инновационность мышления. Мы фокусируемся на поведении и движениях участников тренинга. Если бы вы видели, как меняется их осанка, жесты, тембр голоса, после того как они сыграют, например, роль короля. В итоге люди говорят увереннее, чувствуя себя в этот момент более комфортно, выражаются понятнее и весомее, лучше понимают и чувствуют свое тело.
Вторая сфера, которая меньше бросается в глаза и ее трудно как-то измерить, но тем не менее она исключительно интересна, — воображение. Мы раскрываем людей, расширяем их представление о себе, о других, о мире, о том, как общаться между собой.
Еще одна сфера — чувства и эмоции. Разные люди чувствуют по-разному. В этом смысле мы стараемся столкнуть людей с самими собой, со своими образами, с разными чувствами, которые редко возникают в сфере бизнеса. Для этого мы меняем обстановку и ситуацию, а это меняет и взаимодействие. Мы создаем среду, в которой люди могут себя чувствовать более открытыми, более креативными, где можно себя лучше проявлять. В такой обстановке люди легче воспринимают ценные послания, уроки, которые помогут им в бизнесе легче взаимодействовать друг с другом. Например, есть программа, в которую включается профессиональный актер. Она называется "Уроки лидерства по Шекспиру". Актер произносит речь, которая звучит в сложной кризисной ситуации, когда герою нужно сделать что-то невозможное, чтобы изменить ситуацию. Затем с группой, слушая эту речь, мы анализируем то, что происходит, как принимается решение, какое воздействие и почему эта речь оказывает на слушателей. Участники видят разные подходы актера к кризисным ситуациям, понимают, что разные подходы приводят к разным результатам. Они это видят, но главное, что они ее чувствуют, переживают, а затем могут переносить эту ситуацию из игры актера на ситуацию в бизнесе.
И еще мы работаем с профессиональными актерами, которые разыгрывают ошибки в коммуникации. И те, кто сидит в зале, могут вмешиваться в эти диалоги, если считают нужным. Но они не просто должны кричать с места: "Нет, не говори этого!" — они должны давать точные указания, как именно должен вести себя актер, чтобы получить нужную ответную реакцию партнера. Это наблюдение со стороны тоже дает новый опыт людям, дает понимание другого человека, его поведения.
Резюмируя, я бы о нашем методе сказал так: мы работаем на стыке культур, на стыке искусства и бизнеса, на стыке науки и практики управления, на стыке хаоса и порядка.
Много ли времени нужно россиянам, чтобы раскрыться?
— Я работаю в Америке, Европе, России, на Ближнем Востоке и уверяю вас, что по большому счету люди везде ведут себя похоже, если разница и существует, то небольшая. Например, американцы всегда встречают бурно, слушатели готовы ринуться в бой сразу, даже без команды. Англичане сдержаннее. В России люди держат дистанцию, всем своим видом вам говорят: вы нам сначала докажите, что можете то, чего мы не знаем или не умеем. Россияне не любят показывать себя перед другими. Они должны вначале убедиться, что это безопасно. Именно на снятие этого барьера и уходит чуть больше времени, чем, скажем, в Америке. У нас обычно очень много шуток и юмора. Мы специально создаем такую среду, потому что научно доказано: юмор повышает тонус, укрепляет иммунитет и снижает необходимость энергетической защиты, в итоге человек лучше воспринимает информацию и усваивает ее. Но из забавных ситуаций мы всегда переходим к урокам и навыкам, которые могут быть перенесены в обычные условия работы человека, и помогают ему быть эффективным. И если правильно подойти к людям, то дальше они раскрепощаются, проявляют и активность, и любопытство. А вот где действительно очень сложно растормошить людей, так это на Ближнем Востоке!
А какая пьеса, по-вашему, такие проблемы помогает решать?
— Я считаю главной пьесой менеджмента — "Генриха V" Уильяма Шекспира. Там есть все: стратегическое мышление, мотивация, управление кризисом, ценности. В этой пьесе много такого, что помогает понять, как лидер может действовать, находясь под давлением. У Шекспира много пьес, где можно взять любую ситуацию принятия решений, изучить ее, прочувствовать ее как герою и обрести в итоге эмоциональную память этой ситуации. Но не только Шекспир хорош в этом плане. У Чехова есть прекрасные пьесы "Вишневый сад" и "Три сестры" про то, как люди должны принимать решения в сложных обстоятельствах. Или, например, "Кукольный дом" Генриха Юхана Ибсена. Когда главная героиня Нора в конце пьесы покидает мужа, у нее появляется смелость, до сих пор ей не свойственная. И этот переход состояний тоже важен для бизнеса, когда надо быть целенаправленным, смелым, берущим на себя риск.
Я думаю, что сегодня вызов для HR-специалистов сосредоточен в области воображения. Они сами должны его иметь, чтобы искать и находить новые источники вдохновения для людей, с которыми они работают. Сегодня смысл обучения не в том, чтобы дать людям навыки, на которые ориентированы обычные HR-менеджеры, а в том, чтобы люди изменили свое поведение, которое им мешает взаимодействовать с коллегами, партнерами, клиентами, и сами сформировали новые.
Пол, можете порекомендовать человеку, который сейчас читает ваше интервью, какую-то актерскую технику, чтобы он ее сделал прямо сейчас и почувствовал разницу между своим обычным состоянием и новым, которое дает актерское мастерство?
— Надо подумать… Знаете, почти на каждой программе я вспоминаю слова Уинстона Черчилля: "Я люблю учиться, но я ненавижу, когда меня учат". И мне она очень нравится, потому что я на самом деле никого ничему не учу и не хочу этого делать. Я со своими партнерами использую те навыки людей, которые у них уже есть, то, что в них было всегда. А сделать сейчас можно следующее: встаньте с кресла и громко — так, как будто перед вами весь мир, — прочитайте, ощущая себя именно так, как здесь написано: "Я король!"
 
 

Биография

Пол Борн

> Режиссер театра The Jungtion в Кембридже (Англия), бизнес–консультант. Руководит также театральной компанией Menagerie Theatre Company. Партнер международной команды iNTG. По приглашению преподает в Кембриджском университете, Стокгольмской школе экономики, Сколково.
> Работал более чем с 70 компаниями, включая Сбербанк, McLaren Formula One Racing Team, Nissan Cars, футбольный клуб Liverpool, телекомпанию BBC и страховую компанию Zurich. Он также занимался разработкой большого числа творческих и культурных программ для Virgin, Совета по искусствам Англии, Creative Enterprise UK, правительства США и Дубайской фондовой биржи (DIFC).

 
 

 
 

Кстати

INTG

> Международная команда: Пол Борн, Людмила Мургулец (MBA, кандидат психологических наук, доцент, Стокгольмская школа экономики), Олаф Хауер (бизнес–коуч, 17 лет работы для BMW Group). Проводят программы, направленные на развитие людей и организаций, вовлеченность и креативность.