Сибирские инвесторы планируют построить в Ленобласти первый металлургический завод полного цикла

Автор фото: Свистунова Валентина
Российская Федерация. Санкт-Петербург. Кировский завод. Доменная печь. Рабочий следит за работой доменной печи.

Сибирские инвесторы за 5 млрд рублей построят в Ленобласти первый металлургический завод полного цикла. Они собираются потеснить крупных производителей с местного рынка строительного металлопроката.

Первый металлургический завод полного цикла по производству металлопроката для строительной отрасли может появиться в Ленобласти. Проект собирается реализовать металлургический холдинг «Русарм», которому принадлежит компания «Ленспецсталь». Как рассказал dp.ru ее гендиректор и один из совладельцев Владимир Юрченко, компания запросила в аренду 30 га в Сланцевском районе. Объем инвестиций в проект составит более 5 млрд рублей, мощность — 350 тыс. т готовой металлопродукции в год. Строительство планируется начать летом 2013 года. Новое предприятие может занять не менее 10 % на местном рынке строительного металлопроката, объем которого достигает 45 млрд рублей.

Швейцарский союз

По данным СПАРК , «Ленспецсталь» является дочерней структурой холдинга «Русарм», который в свою очередь пополам принадлежит Владимиру Юрченко и швейцарской компании Tremon Holding SA. Как пояснил бизнесмен, компания является европейским трейдером нефтепродуктов и металлопродукции. «Это не офшор», — подчеркнул он. До офиса швейцарской компании дозвониться не удалось.
Сам Владимир Юрченко — известная фигура на металлургическом рынке. В 1990–е годы он руководил Сибирским институтом по проектированию металлургических заводов, был начальником управления на Западно–сибирском металлургическом заводе, участвовал в проектировании металлургических заводов в Ростовской области и на Ставрополье. В роли сталепромышленника он выступает с 2011 года, когда был зарегистрирован холдинг «Русарм».

Новый завод в Сланцах

«На заводе в Ленобласти будет производиться около 20 наименований изделий: арматура, сортовой прокат, уголок и литая заготовка. Планируются сталеплавильный и прокатный цеха. Основным сырьем станет металлолом. Сроки окупаемости проекта — 3,5–4 года», — говорит Владимир Юрченко. Аналогичный проект «Русарм» год назад заявил в Краснодарском крае, подписав с правительством региона соглашение о строительстве завода в Тихорецке. О кредитах под строительство компания ведет переговоры с российскими и зарубежными банками, однако Владимир Юрченко не уточнил, с какими конкретно.

Сложный прогноз

«Спрос на строительный прокат восстанавливается, — говорит главный редактор журнала «Металлоснабжение и сбыт» Дмитрий Ляховский. — Докризисные объемы потребления продукции в РФ достигали 1,5–1,7 млн т в месяц, сейчас это 1,2–1,5 млн т. По итогам 2012 года объем потребления должен достигнуть 20 млн т». По данным FX–Invest, в России 80 % такого металлопроката производят девять крупных компаний: «Евразхолдинг», «Северсталь», Объединенная металлургическая компания и т. д. Отдельные регионы используют импортную продукцию.
«Спрос на внутреннем рынке растет, с каждым годом импортируется все больше металлопроката, а экспортируется все меньше. Так, если в 2011 году импорт составил 13%, а экспорт 19%, то за 8 месяцев 2012 года импорт — 15%, экспорт — 16%. Но говорить о резком сокращении экспорта и наращивании импорта, чтобы покрыть дефицит, пока рано», — констатирует старший аналитик «АТОН–Лайн» Диннур Галиханов. Он также отмечает, что на рынке ощущается дефицит сырья для металлургической промышленности. Хотя на Северо–Западе ситуация лучше, чем в других округах: металлолом поставляют и предприятия автокластера, и заводы по утилизации автомобилей, и строительный рынок. «О дефиците лома я слышу уже 20 лет, — говорит Владимир Юрченко. — Ленобласть входит в тройку лидеров по ломообразованию. Итоговая цена подготовленного сырья — от 10 тыс. рублей за тонну».

Местные реалии

Управляющий директор ГК « КрашМаш » Александр Васильев отмечает, что местный рынок металлолома, объем которого составляет сотни тысяч тон, — серый и высокомаржинальный, так как цены на лом высоки, а затраты на его получение незначительны. 85–90% лома, прошедшего первичную переработку, идет на экспорт, 10–15% — на внутренний рынок. «Наша компания, например, получает 7–7,5 тыс. рублей за тонну», — говорит он.
Действующие в Петербурге заводы производят из лома металлопрокат для машиностроения, судостроения, газовой промышленности. Объем рынка строительного металлопроката Петербурга и Ленобласти составляет более 1,5 млн т в год. Только арматуры в Петербурге потребляется около 500 тыс. т в год. При средней стоимости продукции 20–30 тыс. рублей за тонну объем рынка в денежном выражении достигает 45 млрд рублей, и этот рынок пока не насыщен продукцией местных производителей.
«Ближайший к Северо–Западному региону производитель такой продукции (это завод в Череповце) находится в 700 км. Уральские заводы — на расстоянии 2,5 тыс. км. Так что за счет экономии на логистике и близости к потребителю (крупным стройкам Новгородской, Псковской, Ленинградской областей и Петербурга) мы планируем снизить издержки на 10–15%. Половина продукции будет поставляться через порт в Усть–Луге на экспорт», — говорит Владимир Юрченко.

Рост за счет области

Рост потребления в Петербурге и области ожидается на уровне 6–12% в год — в основном за счет областных проектов, так как городской строительный рынок в ближайшие годы будет стагнировать.
«При негативном сценарии ожидается стагнация рынка в пределах 0,5% в год, при позитивном — рост в пределах 1–3 % в год», — констатирует аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.
По итогам 2012 года в Петербурге будет введено 2,7 млн м2 жилья. «Если сложности с согласованием проектов сохранятся, объем строительства снизится до 1,7–2 млн м2 в год», — поясняет глава совета директоров АРИН Андрей Тетыш.
«За последние 2–3 года объем инвестиций в строительство промышленных предприятий в Петербурге сократился в 2–3 раза», — согласен и президент компанииSTEP Дмитрий Кунис.
Зато в Ленобласти ситуация куда оптимистичнее: в 2011 году введено 1,75 млн м2 жилья, в ближайшие несколько лет, по прогнозам гендиректора ГК «Новый Петербург» Андрея Вересова, объемы ввода могут достигнуть 2 млн м2. Кроме того, в регионе реализуется целый ряд крупных инфраструктурных проектов. «Динамика строительства в области сохраняется на уровне 10–12% в год, будет и спрос на металлопрокат», — говорит ведущий финансовый аналитик FX – Invest Юрий Прокудин.
Потребители из других регионов говорят, что тоже заинтересованы в сокращении логистического плеча. «Вблизи Ростовской области арматуру выпускает только Абинский металлургический завод. Из Екатеринбурга завозить продукцию еще сложнее. Учитывая удачную логистику, при конкурентной цене мы вполне могли бы сотрудничать с производствами Северо–Запада», — говорит директор ростовской компании «Проминвестрой» Оксана Уфлянд.

Перспективы рынка

Перенос производств поближе к потребителю — главная тенденция на металлургическом рынке. Так как конкуренция высока, низкая цена, которую предприятия могут предложить только за счет снижения затрат на транспортировку крупногабаритной и тяжелой продукции, становится главным преимуществом игроков.
Например, петербургский производитель труб «ТВЭЛ» в 2012 году тоже решил перевести свое производство поближе к покупателям — в Тюменскую область.
Перспективы проекта в Ленобласти зависят от цены, которую предприятие предложит на свою продукцию. «Производство близ рынка сбыта позволит снизить затраты на транспортировку, а значит, и стоимость продукции», — говорит начальник отдела реализации ООО «Металлосфера» Яков Мищенко.
Рынок растет, конкуренция высока
Объем рынка сортового металлопроката Санкт–Петербурга и Ленинградской области, по нашим оценкам, составляет порядка 700 – 750 тыс. т в год. Спрос на него растет на 6 – 7 % в год, но и конкуренция на рынке довольно высока. Основные производители такой продукции — «Северсталь», НЛМК, Челябинский металлургический комбинат, Белорусский металлургический завод, ММК, украинские производители и др. В ближайшие год–два в различных регионах России планируется ввод новых сортопрокатных мощностей — в частности, такими компаниями, как «Северсталь» и НЛМК.
Владислав Лысков
Коммерческий Директор ООО «Фирма «СЕВЗАПМЕТАЛЛ»
Социально значимый проект
Северо–Запад РФ с его развивающимися стройками (Усть–Лужский, Приморский порты, порт в Бронке и т. д.) требует все больше строительных металлоконструкций. Размещение завода в Сланцевском районе Ленобласти позволит решить проблему безработицы. Район является дотационным с точки зрения бюджета, поэтому, уверен, правительство региона создаст инвестору благоприятные инвестиционные условия, что позволит сократить срок окупаемости завода. Опыт строительства промышленных предприятий позволяет предположить, что проектирование и строительство такого завода можно осуществить в течение 2 лет.
Петр Антоненко
директор по развитию «Эдванс–С»