Багратион на бумаге

Автор фото: фрагмент обложки книги "Багратион. Жизнь и война"

 Книга Евгения Анисимова «Генерал Багратион. Жизнь и война» толстая и дорогая, но купить ее стоит. Евгений Анисимов — один из немногих в России академических историков, пишущих и для широкой публики.

Прежние работы историка, вышедшие в ЖЗЛ, были посвящены началу и середине XVIII века. Широкая панорама царствования Павла I и Александра I написана историком впервые.
Петр Багратион — выходец из младшей линии грузинского царского рода. Его служба русским началась на Сунже и Тереке в боях с чеченцами и ногайцами. Первые десятилетия его биографии загадочны: неизвестны ни сколько–нибудь точная дата рождения, ни обстоятельства первого периода службы, ни история внезапного возвышения. Во всяком случае в павловское царствование Багратион прославился как участник Итальянского и Швейцарского походов, правая рука Суворова. С этого времени и до своей гибели под Бородино Петр Иванович всегда был в фаворе и на виду. Смелый и эффективный военачальник, он сдерживал Мюрата под Шенграбеном, сражался с турками в Молдавии, переходил со своими войсками лед Ботнического залива. В личной жизни Багратион не был счастлив, его жена Екатерина Багратион–Скавронская бросила его и жила открыто с австрийским министром иностранных дел Меттернихом. Платонический роман генерала с сестрой Александра I великой княгиней Екатериной Павловной не окончился ничем.
«Обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского настроения», — писал Ленин. Не был исключением и грузин Петр Багратион. Он всегда во внешней политике занимал самые крайние позиции: отрицал значение Тильзитского мира, был сторонником реванша. Особенно вредоносной стала его борьба с «чухонцем» (так Багратион называл русского военного министра, природного шотландца Барклая де Толли). Не понимая разработанного Барклаем и поддержанного Александром I и Кутузовым «скифского» плана заманивая французов на огромные российские пространства, Багратион прямо саботировал распоряжения единоначальников и вносил обстановку интриги в тяжелую пору отступления к Москве.
Таким образом, хрестоматийная фигура под пером Евгения Анисимова превращается в противоречивую личность. Настоящего героя и царедворца.