Снег и лед: дело техники

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Потребность в спецтехнике у компаний, работающих в ЖКХ, высока. Однако лизинговые схемы ее приобретения используются не слишком активно.

Снегопады, сугробы и заснеженные дороги — все это ждет Петербург в самое ближайшее время, говорят синоптики. С приходом зимы для УК и ЖКХ наступает горячая пора. Со снежными завалами традиционно будут бороться посредством довольно дешевой техники, в 50–60% случаев изношенной, и, разумеется, с помощью ручного труда, который в сегменте коммунального хозяйства до сих пор составляет не менее 60%.
Безусловно, потребность в спецтехнике для уборки снега у компаний, работающих в коммунальном секторе, высока. Один из вариантов ее приобретения — лизинговые схемы, но компании особо их не жалуют. В случае с городскими властями — все более или менее понятно: ими техника закупается на основе госзаказа. Частные коммунальные хозяйства используют схемы лизинга, тем более что рынок предлагает довольно широкий спектр арендодателей. По словам экспертов рынка, в Петербурге насчитывается несколько десятков больших и не очень лизинговых компаний, среди них — десяток представительств крупных федеральных корпораций, в том числе государственных (ГТЛК, "ВЭБ–лизинг", "Сбербанк–лизинг" и другие). Как правило, именно у них концентрируются лизингополучатели–коммунальщики, что неудивительно. Основное преимущество государственных лизинговых компаний в том, что они имеют не только солидный размер собственного капитала, но и довольно недорогие и долгосрочные государственные заемные средства. В итоге такие компании предлагают клиентам и низкие процентные ставки, и минимальные авансовые платежи, и длительные сроки лизинга. В результате в структуре лизингового портфеля госкомпаний содержится довольно высокий процент лизингополучателей с не слишком устойчивым финансовым положением и высокой зависимостью от государственных и муниципальных дотаций. При этом в коммерческих лизинговых компаниях доля таких клиентов, как правило, не превышает 5–7 %, что вполне объяснимо желанием минимизации финансовых рисков. Такая ситуация, по мнению экспертов рынка, сохранится как минимум в ближайшую пятилетку.
"Лизинг коммунальной и снегоуборочной техники — очень специфичный сегмент с ярко выраженной сезонностью и ограниченной ликвидностью. До принятия решения по такому клиенту лизинговая компания должна провести тщательный финансовый анализ, разработать схему платежей, учитывая фактор сезонности, например. И, конечно, реально оценить существующие риски", — поясняет Сергей Иванов, директор петербургского филиала компании "РЕСО–Лизинг".
Компания "Зест" стремится если и работать с коммунальщиками, то преимущественно с ЖКХ, поскольку управляющие компании входят в категорию повышенного риска из–за того, что позволяют себе не платить по счетам. "Правда, и с ЖКХ может произойти то же самое. Например, один из таких наших клиентов оказался не способен оплачивать лизинговые платежи, так что поставленную нами им в лизинг технику пришлось передавать другому лизингополучателю, способному совершать выплаты", — рассказывает Павел Бурдейный, начальник отдела лизинга автотранспорта компании "Зест".
"Конечно, при работе с коммунальщиками приходится учитывать специфику деятельности лизингополучателей. Мы готовы рассматривать сезонные корректировки лизинговых платежей — понятно, что в плане снегоуборочной техники платежи заканчиваются в апреле и дальнейшие поступления до зимы маловероятны. Так что возможно работать на отсрочке платежа или выстраивать платежи с учетом сезонности", — говорит Роман Маланин, генеральный директор компании "ПН–Лизинг".