Плюсы деловой активности

Автор фото: Global Look Press

Более 4000 международных ассоциаций ни разу не проводили своих конгрессов в России, подсчитали российские эксперты рынка делового туризма.

Это означает, что и в Петербург эти организации не приезжали со своими мероприятиями. Почему же они нас не выбирают?
Программа развития туризма в Петербурге до 2016 года впервые выделила в качестве приоритетных событийный и конгрессный туризм. Такие акценты вполне объяснимы. Именно эти виды туризма во всем мире признаются фактором, существенно влияющим на экономику страны.
Расширение деловых связей активизирует отрасли экономики: город, который принимает крупные конгрессные события, получает непосредственные вливания в свою инфраструктуру, в такие ее сферы, как транспорт, общественное питание, сети отелей, культурно-развлекательная индустрия и т.д. По данным ICCA (Международная ассоциация конгрессов и конференций), среднестатистический турист, приехавший на конгресс, тратит около $500 в день, что практически в 2 раза больше, чем обычный турист.
И если регион становится Меккой делового туризма, то вливания в региональную экономику становятся очень существенными. Например, в Великобритании деловой туризм приносит ежегодно около 11,7 млрд фунтов стерлингов. (Для сравнения: общий годовой оборот российского рынка делового туризма эксперты оценивают примерно в $2,5 млрд.)
Задача Петербурга - научиться привлекать так называемые ротируемые мировые форумы и конгрессы (конгрессы, которые каждый год меняют страну и/или город проведения). В организации ротируемых конгрессов принимают участие крупнейшие отраслевые ассоциации и союзы, они привлекают к своей работе ведущих мировых экспертов. Города и страны соревнуются за привлечение подобных конгрессов с не меньшей энергией, чем за проведение Олимпийских игр. Мы помним участие нашего президента в заседании Международного олимпийского комитета, когда наша страна боролась за право принимать у себя Олимпиаду-2014. Такова же ситуация и с конгрессами: они планируются на 5-10 лет вперед, и отбор места проведения проходит очень строго.
Что нужно, чтобы Петербург начал выигрывать в этих "соревнованиях"? Город доложен обладать соответствующей инфраструктурой, позволяющей достойно принимать участников и иметь достойное продвижение региона как места проведения форумов.
Инфраструктура Северной столицы совершенствуется. Уже сегодня городская сеть отелей позволяет проводить мероприятия до 1500 участников. Ввод конгрессно-выставочного центра "ЭкспоФорум" в 2014 году позволит принимать в Петербурге крупные мировые форумы до 7 тыс. участников. Более 20 залов конгресс-центра с вместимостью от 200 до 3,5 тыс. человек, пространство которых с помощью мобильных перегородок может трансформироваться в зависимости от задач мероприятия, смогут вместить не менее 50 секционных сессий.
Функция же продвижения регионов как центров проведения мировых форумов и конгрессов во всем мире лежит на конгресс-бюро.
Анализ деятельности крупнейших центров индустрии встреч показывает, что ответственность за продажи и маркетинг в 38% случаев возлагается на конгрессные бюро, в 28% случаев - на сами конгресс-центры и в 23% случаев разделяется между конгресс-центрами и бюро.
По оценке экспертов, на городском уровне функционируют до 70% существующих в мире конгресс-бюро, как правило, это некоммерческие организации, финансирование которых в основном осуществляется из муниципальных и федеральных бюджетов и только 10-15% доходов формируются из членских взносов.
По оценкам экспертов, годовой бюджет конгресс-бюро Петербурга на начальном этапе должен составлять 300-500 тыс. евро.
Одной из основных задач городского конгресс-бюро будет создание благоприятного имиджа региона как центра делового туризма, освещение возможностей участников рынка по приему у себя международных конгрессов.
Пока участники рынка отмечают, что иностранные бизнесмены оценивают уровень развития нашей MICE-индустрии как "незрелый". Среди негативных моментов называются имидж России в целом, неразвитость гостиничной и сервисной инфраструктуры, проблемы транспортной доступности и визовый режим. Петербург наращивает свой потенциал как европейский деловой центр. Развитие современной инфраструктуры, реконструкция международного аэропорта, запуск в 2014 году международного конгрессно-выставочного центра в районе Пулково - все это должно усилить позиции Петербурга на международной арене индустрии встреч.
Городское конгресс-бюро призвано консолидировать усилия городского бизнеса MICE-индустрии при активной поддержке власти, что позволит полноценно представлять наш регион на международном уровне.
На мировом рынке предложению частной структуры очень сложно конкурировать с консолидированны­ми предложениями стран и регионов, представляющих свои возможности во всем многообразии. Только конгресс-бюро могут представлять совокупный потенциал участников рынка и иметь вес на рынке мировых деловых событий.