Формирование современного делового района вокруг Балтийского вокзала сдерживает отсутствие единой схемы развития этого транспортного узла

Автор фото: Карапетян
(Описание не указано)

На территориях между Балтийским и Варшавским вокзалами формируется новый район. В дискуссии о том, каким должно быть его наполнение, принимают участие руководство РЖД, городские чиновники, архитекторы и девелоперы.

В октябре был открыт южный участок ЗСД, который может освободить Обводный канал от пробок, что повысит привлекательность обсуждаемой территории. В перспективе к Балтийскому вокзалу должны подвести "Аэроэкспресс". Есть все предпосылки к тому, чтобы Балтийский вокзал стал центром современного делового района.
Однако процесс тормозит отсутствие единой концепции развития этого крупного транспортного узла. Инвесторы разрабатывают и реализуют проекты независимо друг от друга.
Расхождение планов
В распоряжении dp.ru оказался проект реконструкции Балтийского вокзала, подготовленный по заказу дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "РЖД". Генпроектировщиком выступил институт Росжелдорпроект, а архитектурную и функциональную концепции выполнила "Студия–44" Никиты Явейна.
Разработчики предлагают добавить к существующему вокзальному комплексу порядка 75 тыс. м2 коммерческой недвижимости, разместив со стороны Митрофаньевского шоссе торговый центр, гостиницу, офисы и паркинг. Также у РЖД есть идеи по развитию территории с другой стороны вокзала — в районе ул. Шкапина, где возможно разместить центр обучения бригад Высокоскоростных магистралей РЖД, центр корпоративного образования, музей и другие объекты.
До недавнего времени все проекты вокзалов были оторваны от городского планирования. Новых транспортных исследований по Обводному каналу до сих пор не было. Однако сейчас разрабатывается генеральная схема развития ж.д. транспортного узла Петербурга. В работе участвуют организации: Минтранс, РЖД, город и область. Впервые это делается так, как надо. Естественно, возникают сложности, потому что работать вместе непросто, тем не менее вопрос решаемый. Мы также участвуем в этом процессе, свою долю Минтранс уже оплатил.­ По прогнозам, схема должна быть закончена в начале 2013 года. Документ будет содержать все расчеты и данные по пассажирским и грузовым потокам.
Николай Яковлев
главный инженер ОАО "Ленгипротранс"
Начало большого пути
По словам Никиты Явейна, проект находится в самой начальной стадии — не проводились даже историко–культурные исследования. Также отсутствуют общие с администрацией Северной столицы расчеты по загруженности узла.
Однако, по словам источника dp.ru, знакомого с планами РЖД, железнодорожники уже вовсю работают над экономическим обоснованием инвестиций. Проект должен быть окончательно согласован на заседании инвестиционного комитета РЖД.
Эксперты dp.ru указывают на то, что без единой схемы развития пересадочного узла новый район может ожидать транспортный коллапс. Последние подсчеты по транспортным потокам в районе Обводного канала проводились в 1997 году, с тех пор никто комплексно не занимался этой проблемой.
"В представленном решении вестибюль метро соединяется со зданием вокзала, но за вестибюлем — городская земля. Город сам планирует транспортные потоки, а РЖД сами, но узел–то общий", — отмечает один из проектировщиков.
Обсуждаемая территория практически примыкает к историческому центру. В центре уже тесно, девелоперы определились с проектами, а вот периферия центра будет развиваться. Здесь возможно развитие и учебного кластера, и общественно–делового района — одно другому не мешает. Бизнес придет на эту территорию, потому что будет усовершенствовано автомобильное движение по Обводному каналу, который будет приобретать все более важное значение как рокадная магистраль вокруг центра. Отсюда можно будет приехать и в порт, и до аэропорта довольно легко добраться, да и метро рядом. Мы видим интерес РЖД, мощной структуры, которая обладает средствами для воплощения своих идей.
Алексей Шаскольский
заместитель руководителя Департамента оценки Института проблем предпринимательства
Осушить канал
Проектировщики предлагают свои идеи перестройки привокзальной площади. Внимание архитекторов сосредоточено на прилегающих к вокзалу территориях. Свои предложения по реконструкции площади передали в Смольный молодые архитекторы, рассказал Александр Баранов, специалист транспортного развития территорий ООО "Лаборатория градопланирования", которое даже посвятило этой теме отдельную конференцию.
Молодые проектировщики предлагают вернуться к старой советской идее и задействовать в качестве проезжей части русло Обводного канала.
Если канал осушить, то на его месте можно оборудовать многоуровневый транспортный коридор, по низу которого пойдет транспорт, а над ним будет расположен парк с пешеходными и велосипедными дорожками.
Ни один из предыдущих градоначальников не рискнул реализовать этот план.
Мнение губернатора Георгия Полтавченко на этот счет неизвестно. Но, учитывая курс губернатора на экономию бюджетных средств, маловероятно, что город профинансирует этот проект.
Перспективный план
А вот застройка района "Измайловской перспективы" у Варшавского вокзала — проект более реальный.
Планировка кварталов была утверждена правительством в 2010 году, рассказал Максим Мясоедов, генеральный директор ООО "К–7". До конца 2011 года проект вело ЗАО "Желдорипотека" ("дочка" РЖД), но в 2012 году ГК "Эталон" купила право на строительство здесь жилого комплекса. Также участками тут владеют ООО "Юнит", ООО "Тропик" и ООО "Имущественный комплекс".
"В нашей собственности полгектара, мы планировали построить многофункциональный центр, эту идею не бросаем, но на каких площадях, в каком качестве — эти вопросы обсуждаются", — рассказал Дилявер Меметов, председатель совета директоров холдинга "Адамант".
Объездные пути
С развитием территорий между двумя вокзалами и тем более с реализацией проекта "Измайловская перспектива" в этом районе могут образоваться серьезные транспортные проблемы.
"Правительство не видит вокзал как комплексный объект градостроительного развития, потому что в градостроительном законодательстве отсутствует понятие "транспортно–пересадочный узел", — считает Михаил Петрович, директор Бюро территориальных информационных систем и градостроительного моделирования, президент Национальной гильдии градостроителей. "Что касается воплощения идеи осушения Обводного канала, то она только на первый взгляд выглядит дико. Пример наших западных коллег показывает, что реализация таких проектов возможна", — полагает он.
В любом случае начинать развитие района нужно с тщательного анализа транспортной ситуации.
По мнению специалиста, для создания комфортной среды на территории между Балтийским и Варшавским вокзалами транспортное исследование должно быть открытым, с привлечением жителей города.