Петербургские бизнесмены обратились к Владиславу Суркову с просьбой остановить принятие антитабачного закона

На сайте КЭРППиТ наконец, после нескольких лет тревожного ожидания, обнародована Адресная программа - вожделенный малым бизнесом документ, без которого очень сложно было начать или продлить торговую деятельность или деятельность по оказанию услуг, общепит Программа представляет собой 18 таблиц по всем районам города, куда включены все земельные участки - от 2 м2 под выносные столики и тележки для торговли фруктами до участков под полустационарную торговлю - несколько сотен метров2. Малый бизнес долго бился за наличие такого документа, который не только помог ему быть в курсе - что, собственно, свободно и где на что можно рассчитывать, но и продлевать действующие договора без проволочек - по принципу "если ты в программе". Но эксперты говорят, что появление такой Программы сегодня - это "мертвому припарки" в условиях, когда приняты законы, ограничивающие торговлю алкоголем и пивом и в будущем, сигаретами, в ларьках. Выход остается один - или работать нелегально, платя мзду милиции ( в зависимости от аппетита последней, но не ниже стоимости лицензии), или быть банкротом на суженном ассортименте ( без табака и алкоголя). Мы попросили экспертов проанализировать программу.

Предприниматели Петербурга и Ленобласти подхватили волну протеста своих москов­ских коллег против принятия антитабачного закона. Обратиться к вице-премьеру РФ Владиславу Суркову петербургским бизнесменам посоветовал Владлен Максимов, глава Межрегионального профсоюза предпринимателей, координатор Российской ассоциации киоскеров, поскольку именно Сурков возглавлял комиссию в правительстве, которая занималась рассмотрением антитабачного закона.

Согласно законопроекту Минздрава РФ "О защите здоровья населения от последствий потребления табака" в его нынешней редакции, продавать сигареты в торговых объектах площадью менее 50м2 запрещено. Законопроектом предусмотрен также запрет на открытую выкладку и демонстрацию табачных изделий в магазинах. Под удар попадают киоски, ларьки и небольшие магазины, включая точки распространения газет и журналов.
Петербургский бунт
В Петербурге против антитабачного закона выступили издатели и распространители печатных СМИ, которые считают, что вводимое ограничение нанесет им непоправимый урон. Волну протеста подняли представители ассоциации "Балтийская пресса" (некоммерческая организация, созданная в 1998 г. для координации деятельности рынка производства и реализации периодической печатной продукции).
Предприниматели отмечают, что ограничения повлияют не только на объемы продаж газетных киосков, но и на тиражи печатных СМИ: зачастую газеты покупают в качестве дополнения к необходимым товарам.
"Табачные изделия исторически всегда были неотъемлемой частью ассортимента газетно–журнальных киосков", — отметили собравшиеся на съезд в Петербурге участники движения.
Последний гвоздь
Чуть ранее, на прошлой неделе, в Москве 165 тыс. киоскеров, посчитавших, что принятие антитабачного закона станет последним гвоздем в крышке гроба малого бизнеса, написали письмо президенту Владимиру Путину и премьер–министру Дмитрию Медведеву, который на днях выступил против курения в своем видеоблоге.
Киоскеры отмечают, что уже и без того подверглись удару от вступившего в силу федерального закона от 18.07.2011 №218 "О внесении изменений в ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", который запрещает продавать пиво, а значит, лишает их почти половины прибыли.
Интересы сетей
По мнению киоскеров, антитабачный законопроект лоббирует интересы крупных торговых сетей. "В ассортименте большей части газетных киосков представлены табачные изделия", — говорит Ирина Васильева, генеральный директор ЗАО "Нева–Пресс". По ее словам, продажи сигарет вкупе с сопутствующими товарами: зажигалками, жевательными резинками и водой — формируют значительную часть прибыли.
"Если убрать из ассортимента табачные изделия, то покупатель уйдет в тот магазин, где сможет купить все необходимое, а газетным киоскам придется закрыться", — говорит Ирина Васильева.
Распространители печатной прессы требуют изменить трактовку законопроекта либо исключить статью, накладывающую огра­ничение на объекты торговли площадью менее 50м2. "Мы не можем прогнозировать, какой объем продаж потеряем, но мы знаем, к чему это приведет", — отмечает Наталия Сатурнова, генеральный директор ЗАО "Роспечать". Опыт двухлетней давности, когда киоски обязали снять сигареты с витрин, привел к снижению оборота на 30%.
Ленобласть против
В Ленобласти также состоялось заседание, посвященное принятию антитабачного закона. Областные активисты подсчитали: если законопроект примут в его сегодняшней трактовке, то около 1700 человек останутся без работы. Ведь, согласно законопроекту, в городах и селах будет запрещено продавать сигареты в нестационарных торговых объектах площадью менее 50м2, а в сельских населенных пунктах — менее 25м2.
Областные активисты поддерживают своих петербургских и московских коллег в том, что закон напрямую способствует деятельности монополистов,  а это идет вразрез с пониманием развития рынка в регионе. "Точки продаж, ларьки, киоски и маленькие магазинчики будут вынуждены закрыться, так как попросту не смогут составить конкуренцию сетевому ретейлу. Потребитель не станет покупать продукты и товары для дома в одном месте, а сигареты — в другом. Малый бизнес потеряет своего потребителя", — отметили участники собрания в ЛО.