Государство держит топливный рынок России под контролем

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

В 2012 году правительство страны контролирует топливный рынок, балансируя между пополнением бюджета и социальным недовольством.

В этом году государство продолжало держать под контролем рынок топлива, руководствуясь, по-видимому, как предвыборными соображениями, так и стратегией противодействия инфляции, которая стала приоритетом экономической политики годом ранее.
"Цены на бензин действительно оставались довольно стабильными на фоне высокой волатильности мирового рынка нефти. Однако проблема развития нефтеперерабатывающей отрасли, до сих пор не получившей достаточно устойчивого налогового режима и привлекательных для инвестиций цен на продукцию внутри страны, стала достаточно очевидной", - считает Денис Демин, начальник аналитического отдела банка "БФА".
Роман Беседовский, управляющий активами УК "Финам Менеджмент", характеризует позицию государства по отношению к топливному рынку словом "балансирование". "С одной стороны, топливный рынок - это важный источник пополнения бюджета, с другой стороны, постоянный рост налоговой нагрузки на него может привести к социальному взрыву, поэтому государство вынуждено сдерживать себя и не так часто повышать собираемые с топливного рынка средства в бюджеты всех уровней", - объясняет Роман Беседовский.
Постепенно в России набирает обороты биржевая торговля нефтепродуктами. Благодаря усилиям правительства все крупные нефтяные компании с прошлого года в обязательном порядке регистрируют свои внебиржевые сделки на товарных биржах.
Сейчас объем биржевого рынка составляет более 1 млн т в месяц, или 10-15% от объема внутреннего рынка нефтепродуктов. Около 90% биржевого рынка нефтепродуктов сосредоточено на "Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой бирже" (СПбМТСБ). Так, объем торгов на СПбМТСБ за этот год уже составил около 6 млн т.
"Само наличие организованного биржевого рынка нефтепродуктов в России - это большой шаг вперед по сравнению с ситуацией 3-4 года назад, когда биржевой рынок фактически отсутствовал. Тенденция к росту его доли сохраняется", - утверждает Никита Захаров, начальник управления развития и проектной деятельности ЗАО "СПбМТСБ".
По словам Сергея Леонтьева, заместителя генерального директора ЗАО "Биржа "Санкт-Петербург", товар в необходимом количестве есть что на биржах, что вне их. А колебания оптовых цен происходят в рамках 2011 года. "Максимума мы не достигли в 2012 году ни по бензинам, ни по дизельному топливу. К концу года цена может вырасти еще на 1000-1500рублей с тонны, а может и упасть - все зависит от экспортной альтернативы", - говорит Сергей Леонтьев.
По мнению Романа Беседовского, в среднесрочной перспективе биржевые торги нефтепродуктами могут стать определяющим ценовым индикатором на российском топливном рынке.
Из-за высоких темпов продаж новых автомобилей продолжит расти спрос на высокооктановые бензины внутри страны. Между тем загрузка нефтеперерабатывающих мощностей по данным продуктам является полной. "В последние годы баланс потребления нефтепродуктов сводится за счет импорта топлива с НПЗ Украины и Белоруссии. Правительство пока не дало ответ, станет введенный в прошлом году режим 60-66 постоянным или же будет заменен иной налоговой схемой. Высокие цены на нефть и бензин в Европе делают все более привлекательной для российских компаний продажу сырья за рубеж и инвестиции в иностранные НПЗ", - отмечает Денис Демин. Тем временем из-за нехватки нового оборудования и квалифицированных специалистов планы по строительству перерабатывающих мощностей выполняются с опозданием. В итоге сроки ужесточения стандартов топлива вновь будут отодвинуты.
"В случае если внутренний рынок топлива не будет обеспечивать переработчикам маржу, достаточную для многомиллиардных инвестиций в новые НПЗ, уже через пару лет мы можем столкнуться с ситуацией дефицита: цены на бензин низкие, но на всех его хватать не будет. Изменить ситуацию может либо более гибкая система ценообразования на топливо, подразумевающая рост цен, либо снижение фискальной нагрузки на бензин, что вряд ли произойдет, учитывая несбалансированность российского бюджета", - приходит к выводу Денис Демин.