Британская банковская ассоциация после скандала с махинациями покорно отказывается от права расчета ставки LIBOR. В пятницу станет известно, возьмет ли правительство Британии на себя контроль за финансовым показателем, от которого зависят финансовые продукты на $360 трлн.
Британская банковская ассоциация заявила, что не будет отстаивать свое право на расчет ключевого финансового показателя. Пока правительство не приняло официального решения по поводу ставки, но уже в пятницу руководитель британской службы по мониторингу за финансовыми рынками Мартин Уитли должен сообщить о мерах, на которые пойдет правительство.
В пресс-службе самой Ассоциации говорят, что оспаривать решение регулятора организация не будет. "BBA готова сотрудничать с Уитли и его исследовательской командой, когда они закончат обсуждение будущего LIBOR. Если рекомендации господина Уитли будут включать смену ответственного за LIBOR, BBA это поддержит", - говорится в их сообщении.
Ставка LIBOR – ключевая ставка для международного банковского сообщества, на которую ориентированы процентные ставки всех кредитных контрактов, облигаций и т.д. общим объемом в $360 трлн. Она ежедневно фиксирует проценты по межбанковским кредитам в разных валютах и в разные сроки. После своего создания этот финансовый инстурмент быстро набрал популярность, BBA даже называли его важнейшим для всего мирового финансового сообщества.
Установкой ставки ежедневно занималась Британская банковская ассоциация. Уполномоченный агент BBA, агентство Thomson Reuters, в 11 часов по западно-европейскому времени получал информацию от 16 топовых банков, наиболее влиятельных для Лондонского денежного рынка. От 16 полученных котировок отсекались четыре самые высокие и четыре самые низкие, от оставшихся 8 рассчитывалось среднее арифметическое – показатель сегодняшней ставки LIBOR. И так – для всех продуктов в зависимости от их периода и валюты.
Читайте также:
Финансисты во власти
Однако доверие учатников рынка к этому инструменту оказалось серьезно подорвано после скандала с махинациями при расчете ставки, который разразился летом 2012 года. Расследование, которое велось с 2010 года, выявило, что в период кризиса несколько крупнейших банков разных стран незаконно занижали реальные ставки. Первым банком, чья вина была доказана, стал английский Barclays – кредитная организация была оштрафована на $453 млн и рассталась со своим руководством.
Решение об отказе от права на расчет ставок можно связать с тем, что Ассоциация пытается спасти репутацию LIBOR. "Если бы ставку не занижали, то рынок раньше почувствовал бы надвигающийся кризис. Участники рынка увидели бы, что деньги становятся дороже – это было бы первым тревожным звонком, но махинации скрыли напряженность финансового рынка. Решение о реформировании можно воспринимать только как положительное – Libor явно необходимы реформы", - считает Дмитрий Шагардин, аналитик БК "КИТ-Финанс".
Эксперт отмечает, что есть несколько вариантов осуществления контроля за расчетами ставки. Первый, и самый вероятный вариант ответственного регулятора – Банк Англии, который с 2013 года и так фактически сможет контролировать всю банковскую систему Британии, так что логично было бы отдать именно ему эти полномочия. Другими вариантами остаются Банк международных расчетов и Совет финансовой стабильности. Тем временем Bloomberg уже заявил о создании собственного индекса Blibor, основанного на реальной кредитной информации.
Аналитики считают, что вне зависимости от конечного регулятора потребитель от госконтроля при расчете Libor только выиграет. "В принципе, не важно, кто устанавливает ставку – важно, как это делают. Новый механизм контроля должен быть более надежным, прозрачным, а главное – отражать реальную ситуацию на финансовых рынках. Основная задача сейчас – чтобы Libor сохранила свою позицию ключевого финансового инструмента", - уверен Денис Демин, аналитик ИК "БФА".
У ставки LIBOR есть и достаточно конкурентные альтернативы: EURIBOR и EONIA, но они, по мнению экспертов, не смогут в данный момент заменить британский показатель. "Альтернативы у LIBOR, конечно, есть, но переход на них будет сопряжен со слишком большими трудностями. Придется очень много всего менять, в том числе и переписывать старые кредитные договоры, этот показатель заложен в огромном количестве финансовых инструментов. Легче реформировать эту ставку, чем переходить на другие", - считает Денис Порывай, аналитик "Райффайзенбанка".