Петербургские судостроители могут освоить 30% средств, выделенных на программу перевооружения Военно-морского флота

Автор фото: Асмолов Евгений

Масштабная программа перевооружения российского ВМФ загрузит мощности в первую очередь петербургских судостроителей.

  Петербургские судостроители и их смежники могут освоить почти 30% средств, выделенных на масштабную программу перевооружения Военно-морского флота. Напомним, как сообщил на прошлой неделе президент Владимир Путин, до 2020 года Россия потратит на переоснащение ВМФ 4,5 трлн рублей. Примерно 30% этих средств должны поступить исполнителям в течение ближайших 5 лет. Только в этом году военные моряки получат около 15 новых кораблей. Это рекорд – в предшествующей пятилетке военные получали в среднем по три корабля в год.
  Главный заказчик – главный штаб ВМФ переезжает из Москвы в Петербург. Львиную долю бюджета программы – по оценкам экспертов, почти 30% средств – получат петербургские судостроители. Больше просто невозможно, так как некоторые верфи уже загружены заказами на 5 лет вперед.
  Адмиралтейские верфи строят по заказу ВМФ две дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 "Варшавянка" – "Новороссийск" и "Ростов-на-Дону". В августе будет заложена третья, с ее названием в Минобороны еще не определились. Первая "Варшавянка" будет сдана заказчику в 2013 году. До 2017 года Адмиралтейские верфи передадут в распоряжение Черноморского флота шесть подводных лодок этого проекта.
  Всего до 2020 года Россия планирует построить 20 неатомных субмарин по одному из проектов, это будет или "Варшавянка", или более современная разработка ЦКБ "Рубин""Лада". Первую лодку этого проекта под названием "Санкт-Петербург" Адмиралтейские верфи передали ВМФ 2 года назад, еще две лодки проекта "Лада", "Кронштадт" и "Севастополь", остаются в постройке с 2005 года.
  Предыдущий главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий остановил производство этих лодок из-за проблем с силовым агрегатом и акустическим комплексом. Последнюю проблему "Рубин" решил, отмечают эксперты, но силовой агрегат по-прежнему не выдает требуемой мощности. Тем не менее новый главком вице-адмирал Виктор Чирков дал команду достраивать лодки. "Сроки сдачи кораблей станут ясны ближе к концу года", – сообщил источник на Адмиралтейских верфях. Он не исключил, что из-за предельной загрузки верфей, возможно, часть госпрограммы по неатомным лодкам перекинут на другие заводы. Скорее всего, на "Красное Сормово", вряд ли на северодвинский "Севмаш". Ему предстоит к 2020 году изготовить восемь атомных подводных ракетных крейсеров проекта 955 "Борей" и столько же многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 "Ясень".
Одна из главных проблем кораблестроения сегодня - это отсутствие стретегии формирования флота. Программа вооружения флота зависит во многом от личности главнокомандующего, от того, каким в его представлении должен быть флот, а не от тех целей и задач, которые должны решать военные. В результате мы получили слишком большое количество типов кораблей. Например, существует четыре проекта корветов. А это ведет к удорожанию их производства, обслуживания. Полагаю, что государственная программа вооружений вряд ли выполнима, столько кораблей построено не будет. Отчасти из-за экономического кризиса. Уже говорят о сокращении программы на будущий год.
Андрей Фролов
эксперт Центра анализа стратегий и технологий
Конкуренции в кораблестроении тем меньше, чем сложнее продукция. За баржи она высочайшая, а за ледоколы - нулевая. Поэтому в сегменте наиболее сложных кораблей и судов есть специализация: мы строим атомные надводные корабли, Адмиралтейские верфи - подводные лодки, "Севмаш" - атомные подводные лодки. Балтийский завод может строить практически любые корабли. Кроме, пожалуй, подводных лодок. Поэтому, когда Минобороны открывает лоты на строительство тех или иных кораблей, мы всегда рассматриваем возможность участия в этих конкурсах исходя из собственной загрузки. Приоритетом для нас являются гражданские заказы, в первую очередь ледоколы.
Александр Вознесенский
гендиректор ООО "Балтийский завод - Судостроение"
  В строительстве надводных кораблей петербургские судостроители также могут похвастаться солидным портфелем заказов. Северная верфь уже получила заказ на шесть фрегатов (почти половина госпрограммы) и шесть корветов. В значительно меньших объемах корветы строят калининградский завод "Янтарь" и Амурский судостроительный завод. Всего в планах ВМФ построить 14 фрегатов и 35 корветов.
  Также в планах ВМФ шесть малых артиллерийских кораблей (проекта 21630 "Буян"). Их выпуск освоила петербургская судостроительная фирма "Алмаз". Постепенно в военную тематику погружается Балтийский завод.