Научные музеи во всем мире завлекают посетителей интерактивностью

Автор фото: Global Look Press

Поколения советских детей росли на книгах Якова Перельмана "Занимательная физика" и "Занимательная математика". Именно ему приписывают создание Дома занимательной науки - первого интерактивного музея, появившегося в Ленинграде в 1935 году. Идея оказалась востребованной во всем мире и теперь вернулась на родину.

Европа

  "Эврика" в Хельсинки славится своими оптическими иллюзиями. Ко всем экспонатам прилагаются инструкции на русском языке. Любителям детективов придется по душе зал, где можно побыть судмедэкспертом. Посреди комнаты лежит труп, а посетители собирают улики и раскрывают убийство. Под потолком "Эврики" растянут трос, по которому можно проехаться на велосипеде. Вроде никто не падает, но все равно страшно.
  В Тарту построили АХХАА - крупнейший научно-развлекательный центр в странах Прибалтики. Над его крышей расположен сферический планетарий, которым создатели центра гордятся больше всего. А для детей главное чудо - наблюдать, как в инкубаторе зала природы на свет появляются цыплята.
  Музей достижений естествознания и техники в Мюнхене - самый крупный научный музей в мире и самый популярный в Германии. Одного дня, чтобы осмотреть его целиком, не хватит: пройти по залам 19 км - не шутка. Впечатляет зал высокого напряжения, где сверкает молния и гремит гром. Музей человеческого тела Corpus между Амстердамом и Гаагой поражает внутренностями в самом прямом значении этого слова - он представляет собой 35-метровую человеческую фигуру. Часовая экскурсия начинается с колена, а заканчивается в головном мозге гиганта.

Азия

  "Мирайкан" в Токио напоминает советскую ВДНХ на японский лад: в шестиэтажном здании посетитель может всеми органами чувств оценить достижения японцев в науке и технике. Особенно впечатляет робот Асимо, который танцует, разговаривает и играет в футбол. Хит этого лета - представление "Конец света". За 10 минут экскурсанты переживают гибель человечества. Корейский "Сайенториум" завлекает капсулой, в которой посетителя запирают в белом халате. Капсулу начинает крутить и вертеть, как если бы она попала в тайфун. Ощущения непередаваемые, но синяков не остается. Музей науки и техники в Шанхае отличается размахом и китайской спецификой. Последнюю можно ощутить в аттракционе "Пищеварительный тракт", где пообедавшие посетители в стереоочках перемещаются в тележке по пищеварительному тракту. Не поевшим предлагают вкусить "еду космонавтов" в тубах.

Америка

  Американские дети больше, чем в Диснейленд, любят ездить разве что в "Эксплораториум", что в Сан-Франциско. Его основал младший брат отца атомной бомбы физик-педагог Фрэнк Оппенгеймер в 1969 году. Экспонаты без посетителей не работают вообще - пока не начнешь трогать, ничего не произойдет. Приходишь, например, в отдел "Слух", надеваешь наушники и слушаешь шум. Потом начинаешь водить по прибору рукой - тут тон поменял, здесь силу звука увеличил. А тебе объясняют, что шум в наушниках - это шум зала, в котором ты сейчас стоишь, а пробивающийся через него ритм - это стук крови у тебя в голове.

Россия

  Чуть больше года назад в Москве появился "Экспериментариум". Его создатели не скрывают, что ориентировались главным образом на "Эксплораториум". Роботы по музею разгуливают, торнадо образуются, можно полежать на гвоздях. Специально для мужчин - симулятор беременности: дает почувствовать нагрузку на организм. В Петербурге подобных музеев два: "ЛабиринтУм" и "Умникум". Создатели "ЛабиринтУма" подчеркивают: их детище - продолжение Дома занимательной науки Перельмана, а не калька с Запада или Востока. Каждая зона музея - отдельная область физики. Зашел в "Черную комнату" - поймал собственную тень или создал молнию, заглянул в "Водный мир" - построил плотину или очутился в огромном мыльном пузыре. Театральные актеры проводят в музее шоу занимательной науки, праздники и даже детские дни рождения. По словам заместителя гендиректора "ЛабиринтУма" Оксаны Ковалевой, по будням в день приходят 350-400 посетителей, в выходные и праздники - до 1 тыс. В бизнесе, связанном с интерактивностью, велики расходы на оборудование и амортизацию. И если заграничные интерактивные музеи существуют во многом за счет средств заинтересованных рекламодателей, то отечественные бизнесмены пока не догадались знакомить детей со своей продукцией.