Российские руководители не доверяют подчиненным и самим себе

Автор фото: Global Look Press

Скажи, как управляет руководитель, и я скажу, чего он боится, - примерно так можно перефразировать известное выражение о дружбе. Топ-менеджер привносит в компанию не только свои творческие устремления и амбиции, но и страхи, уверены эксперты. И это не может не сказаться на бизнесе.

Хорошо, когда новый руководитель, приходя в компанию, привносит вместе со своим опытом еще и творческие амбиции и устремления, говорят эксперты. Но правда жизни такова, что за ними инкогнито следуют еще и различные начальственные страхи, например, потерпеть неудачу, выглядеть смешным в глазах других людей и т.п. И хуже всего то, что до последнего неизвестно, чего вместе с руководителем прибудет в компанию больше - амбиций или страхов.
"Я бы назвала два базовых страха современных российских управленцев - недоверие к подчиненным и недоверие к себе как к профессионалу. Все остальные - производные от этих двух", - уверена Наталия Боровикова, научный руководитель консалтинговой группы Bi to Be.
"Потеря репутации - самый сильный из страхов топов, - убеждена Елена Разумова, региональный директор по развитию холдинга "Империя Кадров". - Связан он с необходимостью постоянно оправдывать всеобщие ожидания, соответствовать самым высоким стандартам и быть на высоте в любой ситуации".
А еще есть боязнь происков со стороны компаний-конкурентов, контролирующих органов, других структур или людей, добавляет Светлана Катаева, управляющий директор рекрутинговой компании AVRIO Group Consulting. "Этот список я бы дополнила еще страхом потери влияния и авторитета, - добавляет Ольга Чеботкова, партнер TRANSEARCH International. - Хотя, думаю, слухи о страхах топ-менеджеров сильно преувеличены. Те, кто боится потерпеть неудачу, просто никогда не станут руководителями".
Конечно, не все перечисленные страхи перерастают в фобии, что радует экспертов. Но бывают ситуации, когда страх из иллюзии руководителя перерастает в новую реальность всего коллектива, замечает Наталия Боровикова. И тогда, по ее словам, боязнь потерпеть неудачу приводит к тому, что руководитель год за годом ставит перед собой только такие задачи, в которых наверняка добьется успеха. И год за годом лишает себя, а заодно и компанию возможности развития. "В современных условиях нередко приходится играть на повышение (инвестировать и рисковать) на падающих рынках, - продолжает эту мысль Елена Разумова. - Довольно часто такой риск бывает оправданным, а еще чаще это единственное, что можно предпринять для развития или даже для выживания. Но боязнь потерять лицо парализует руководителя".
"Откладывание решения часто обусловлено не тем, что мы хотим досконально продумать и оценить каждую альтернативу, а скорее страхом перед принятием решения, что приводит к истощению воли", - поясняет Наталия Боровикова. Ольга Рабкина, руководитель офиса SHL в Петербурге, согласна с этим тезисом. "Иногда к этому страху добавляется еще и боязнь признать свою управленческую ошибку, - говорит она. - Не каждому руководителю бывает просто взять на себя ответственность и признать, что он был не прав".
А вот страх потерять влияние в компании приводит к тому, что только руководитель находится в курсе всех дел, он не делегирует полномочия, он стремится быть незаменимым и самым нужным. "Такой типаж руководителя хорошо известен и приводит к неэф­фективности деятельности компании, а также к авторитарному стилю управления, который в некризисной ситуации самый неэффективный стиль руководства", - отмечает Ольга Чеботкова.
Недалеко от этого страха прячется другой - боязнь не выдержать конкуренцию. В этом случае топ-менеджер бдительно следит за своим окружением, не допуская в ближайший круг людей сильнее себя или даже равных себе. Такого "лидера", как замечает Ольга Чеботкова, окружают посредственности, на фоне которых его качества становятся выпуклыми, очевидными и понятными всем и каждому.
"Влияние на бизнес понятно, - говорит она. - Снижается эффективность управления, отсутствуют творческие идеи, нестандартные подходы. И как следствие - низкие результаты. Болото, одним словом".
"Если что-то из этих страхов кажется знакомым или имеющим к вам отношение, это не означает, что вы в тупике, - обращается к топ-менеджерам Наталия Боровикова. - Как раз наоборот: пришло время разобраться с происходящим и стать автором своего бизнес-успеха".
Светлана Катаева уверена: важно страхи осознавать и превращать их в ресурс для управления. И тогда, по ее словам, боязнь потерять лицо, принять неверное решение, оказаться несостоятельным менеджером в глазах акционеров, коллег и подчиненных заставит топа двигаться вперед, постоянно думать о развитии компании и о своем профессиональном развитии, а также о развитии своих подчиненных.
"Мне вспоминается один топ-менеджер, - рассказывает она. - Он попал в исключительно интеллектуальную среду управленцев и из страха быть недостаточно компетентным, образованным в глазах коллег он постоянно учился самостоятельно в свободное от работы время и довольно скоро серьезно преуспел как в бизнесе, так и в жизни в целом".