Мировой опыт строительства инфраструктурных объектов с помощью ГЧП

Автор фото: Global Look Press

Опыт многих стран показал: партнерство государства и бизнеса выгодно. Но если соблюдать правила. О том, как применять мировой опыт в России пойдет речь на панельной дискуссии "Инфраструктурные амбиции России - как финансировать?" в рамках Петербургского международного экономического форума 2012.

В современном мире затраты на строительство и содержание инфраструктуры составляют высокую долю государственных расходов. Причем такие расходы должны расти соразмерно или с опережением экономического развития страны и роста благосостояния населения.
Применение схем концессии или государственно-частного партнерства (ГЧП) позволяет государству в значительной степени переложить инвестиционную нагрузку на плечи частных коммерческих структур, при этом сохраняя контроль за общей стратегией развития сектора за собой. Схему ГЧП уже давно и успешно используют многие страны: Великобритания, США, Канада, Австралия, Италия, Франция, Германия, Венгрия, Польша, Турция и другие.
За последние 16 лет количество проектов, реализованных по схеме ГЧП в Европе, выросло в 6 раз. В некоторых странах, например, в Великобритании и Португалии, в 2001-2006 годах с помощью ГЧП было профинансировано соответственно 32,5 и 22,8% проектов. Большинство из них являются инвестициями в транспортную инфраструктуру (аэропорты, мосты, порты, железнодорожный транспорт, туннели и надземное метро). С помощью ГЧП также финансировались проекты в области туризма, обороны, защиты окружающей среды, переработки отходов и информационных технологий, а также строительство правительственных зданий, больниц, объектов ЖКХ, мест отдыха, школ и объектов водоснабжения. Недавний финансовый кризис негативно сказался на количестве проектов, финансируемых с помощью ГЧП: после пиковых значений, достигнутых в 2006-2007 годах, инвестиции снизились до уровня первой половины 2000-х годов. Сегодня ГЧП используют для финансирования проектов меньших масштабов, чем до кризиса. Средняя стоимость проектов ГЧП в Европе снизилась по сравнению с 2007-2009 годами в среднем на 50% до уровня 91 млн евро; кроме того, за тот же период количество проектов стоимостью более 500 млн евро снизилось на 60%. Эта тенденция отражает реалии рынка ГЧП в период финансового кризиса 2007-2008 годов. Но также ее можно трактовать как коррекцию искусственно завышенных инвестиций в 2006-2007 годах.
До 2007 г., согласно отчету PricewaterhouseCoopers, США неохотно применяли схему ГЧП. Популярность оно приобретает вследствие финансового кризиса: 25 штатов уже приняли законы о ГЧП - непременное условие для органов власти при использовании схем государственно-частного партнерства.
В Канаде и Австралии, использующих схему ГЧП с 1990-х годов, была разработана комплексная нормативная и законодательная база для сравнительно небольшого рынка. В Австралии с помощью схемы ГЧП осуществляется 10-15% всех инфраструктурных проектов. В частности, по данным исследования "Public Private Partnerships in Australia: An Overview of Their Nature, Purpose, Incidence and Oversight", 127 ГЧП-проектов общей стоимостью $35,6 млрд были завершены до конца 2005 г. В Канаде более 100 проектов стоимостью около $31 млрд были профинансированы по схеме ГЧП.
С учетом большого объема средств, необходимых для модернизации инфраструктуры в масштабах всей России, очевидно, что схемы ГЧП должны более активно применяться при финансировании таких проектов.
Чтобы проекты ГЧП были выгодны в долгосрочной перспективе и более эффективными по сравнению с государственным финансированием, необходимо соблюдение нескольких условий. Во-первых, нужна организационная и правовая база для ГЧП. Она должна поддерживать и поощрять сотрудничество между государственным и частным секторами на благо общества.
Во-вторых, чтобы достичь успеха в реализации проектов ГЧП, государственные чиновники должны обладать определенным опытом и техническими знаниями. Опыт Великобритании показывает, что недостаточный уровень квалификации по реализации ГЧП на уровне государственного управления формирует зависимость от внешних консультантов для организации и управления проектами.
В-третьих, нужна правильная мотивация. Часто проект сам по себе не является привлекательным для инвесторов, и в предмете конкурса могут быть предложены различные сопутствующие объекты. Тем не менее чрезмерное поощрение, с помощью налоговых льгот, гарантий или субсидий для привлечения местных или международных инвесторов, может устранить конкуренцию, увеличить задолженность и снизить общественную ценность проекта. Самое главное: ГЧП проекты должны оказывать положительное экономическое и социальное влияние, а не только быть финансово выгодными. Органам власти стоит избегать проектов, которые являются финансово выгодными, но не служат общественным интересам; привлечение государственных ресурсов должно быть обосновано общественной пользой, затем найден подходящий вариант финансирования, возможно ГЧП.
Даже в период финансового кризиса ГЧП как модель инвестирования в инфраструктуру продолжает развиваться и будет активно использоваться в ближайшие десятилетия.