Рынок сэндвич-панелей в 2012 году вырастет на 15-25%

Автор фото: Байгушева Антонина

Петербургские производители сэндвич-панелей постепенно оправляются от кризиса и наращивают мощности.

Сэндвич-панель представляет собой два покровных слоя, между которыми находится утеплитель (наполнитель). Они отличаются между собой по типу покровных слоев (металл, бумага и другие) и по типу наполнителя: пенополиуретан (пенополиизоцианурат), минеральная (базальтовая) вата, стекловолокно, пенополистирол. По функциональным характеристикам сэндвич-панели подразделяются на стеновые, кровельные для крыш зданий и сооружений, утепления.
Производители уверяют, что свойства сэндвич-панелей позволяют их использовать во всех областях строительной индустрии: от малоэтажного загородного строительства до производственных и логистических комплексов.
Как рассказывает Кирилл Дубровин, руководитель продаж сэндвич-панелей ЦФО и ПФО ЗАО "Вентиляционный завод "Лиссант", основной причиной широкого распространения сэндвич-панелей являются их теплоизоляционные свойства в сочетании с простотой монтажа и доступной ценовой характеристикой. Наиболее востребованными на данный момент являются сэндвич-панели с наполнением из минеральной (базальтовой) ваты, в последние годы сильно увеличивают свою долю панели с наполнителем из пенополиуретана (ПУР) и пенополиизоцианурата (ПИР), и последнее место занимают сэндвич-панели с наполнителем из пенополистирола.
Основные игроки на петербургском рынке сэндвич-панелей - это завод "Лиссант", ЗАО "Петропанель" (ПСК "Пулково"), завод "Армакс". Кроме того, на рынке города присутствуют производители из других регионов: "Термостепс-МТЛ", "МеталлПрофиль", "Руукки Рус".
Как говорят производители, рынок сэндвич-панелей устойчиво показывал рост в последние 10 лет. Однако, по словам Наталии Конюшенко, директора по маркетингу и продажам ООО "Завод строительных биоконструкций "Армакс", в условиях кризиса последние несколько лет наблюдалась стагнация рынка при высокой конкуренции производителей.
Петербургские компании - крупные игроки и в масштабах страны. Так, завод "Лиссант" занимает лидирующие позиции в сегменте сэндвич-панелей с наполнителем ПИР и ПУР (90% рынка ПУР/ПИР панелей по Северо-Западу и около 30% по России, по собственной оценке). В 2011 году "Лиссант" произвел более 1, 5 млн м2 сэндвич-панелей, это примерно 1,5-2% всего российского рынка сэндвич-панелей.
Завод строительных биоконструкций "Армакс" производит сэндвич-панели из негорючей минеральной ваты, пенополистирола и экструдированного пенополистирола. Мощности двух площадок завода (в Петербурге и в Ростовской области) в настоящее время - 3 млн м2 сэндвич-панелей в год. Ведется строительство нового завода в Воронеже.
ЗАО "Петропанель" (специализируется на производстве базальтовых минеральноватных плит) производит около 7,2 млн м2 в год. В компании говорят, что уже вышли на докризисный объем выпуска панелей, а в 2012 году планируют прирост в 12,5%, в основном за счет регионов. Несмотря на падение спроса в кризис, производители уверены в перспективах и продолжают наращивать мощности. Кирилл Дубровин прогнозирует 15-25%-ный рост рынка. Руководство "Лиссанта" еще в кризисный период, несмотря на 30%-ное падение оборотов производства, приступило к расширению. В 2010 году удалось вернуться на докризисные объемы производства, а в 2011-м обеспечить 30%-ный рост. В планах - запуск как минимум трех производств сэндвич-панелей по всей стране к 2018 году.
По мнению руководства ЗАО "Петропанель", ожидать новых игроков не стоит, скорее будет происходить диверсификация этого бизнеса путем укрупнения и объединения производителей: наряду с производством и продажей панелей будут предлагать заказчикам строительные металлоконструкции, выполнение работ по монтажу панелей и конструкций, увеличение скорости исполнения заказа и повышение качества продукции.
"Рынок сэндвич-панелей в ближайшие годы будет расширять свою географию и сегментацию, - уверена Наталия Конюшенко. - У этой продукции большое будущее в строительстве быстровозводимых сооружений различного назначения, особенно где по проекту не требуется серьезных вложений в нулевой цикл". По ее мнению, рынок сэндвич-панелей в ближайшие годы будет осваивать территории всех регионов России и ближнего зарубежья, удаляясь от центра.