Число жалоб на занижение выплат по ОСАГО и каско достигает 40% от количества страховых случаев

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Повреждения автомобилей могут оцениваться по-разному для страховщиков и для водителей

Перед получением выплаты по ОСАГО или каско, как правило, требуется провести оценку ущерба, причиненного транспортному средству. Обычно экспертизу технических повреждений осуществляют компании, аккредитованные при страховщиках. Именно страховщики обеспечивают экспертам постоянный высокий объем работы. Неудивительно, что такие экспертные организации стоят перед соблазном занижения выплат. На факты некорректной оценки регулярно обращают внимание автовладельцы. Их жалобами завален регулятор страхового рынка - Федеральная служба по финансовым рынкам России (ФСФР).
"Число жалоб на занижение выплат составляет до 40% от их общего количества", - отмечает Павел Молчанов, руководитель отдела контроля страховой деятельности регионального отделения ФСФР по Северо-Западу.
Если автовладелец сомневается в непредвзятости оценки, он может обратиться за проведением альтернативной экспертизы. Примерно 12% потерпевших по ОСАГО обращаются к независимым экспертам напрямую, считает директор управления андеррайтинга автострахования Северо-Западного дивизиона "Ренессанс страхование" Денис Чигарев.
"Существуют две наиболее распространенные причины обращения к сторонним экспертам - либо с целью сравнить сумму оценки по экспертизе, которую потерпевший прошел по направлению страховой компании, либо, чтобы не дожидаясь такого направления самому провести оценку и быстрее начинать ремонт повреждений, - объясняет Денис Чигарев. - Последняя ситуация характерна для владельцев коммерческих автомобилей. Им некогда ждать получения направления на экспертизу от страховой компании. Автовладельцы проходят экспертизу самостоятельно и сразу же приступают к ремонту, параллельно решая вопросы с получением страхового возмещения". Впрочем, обращение за возмещением на основании самостоятельно пройденной экспертизы не гарантирует, что страховая компания согласится с указанной суммой и не занизит выплату.
Если страховщик не признает альтернативную калькуляцию, автовладелец может обратиться в суд, по требованию которого проводится третья экспертиза - судебная. Процесс восстановления справедливости в судебном порядке может растянуться на несколько месяцев.
Примечательно, что эксперты фактически никому не подчиняются, они должны работать через СРО, но это скорее формальность. С 2006 года Российский союз автостраховщиков (РСА) проводит аккредитацию компаний, осуществляющих транспортную экспертизу, аккредитация при РСА носит добровольный характер и служит ориентиром для страховщиков и автовладельцев. "Цель добровольной аккредитации - выявление специалистов, обладающих высоким профессионализмом в области проведения независимой технической экспертизы автомобиля. До сих пор лишения аккредитации не было", - говорит Александр Холоденин, начальник управления методологии технической экспертизы РСА.
С февраля этого года начались реформы в этой системе. Начала свою работу Межведомственная аттестационная комиссия, предполагается, что она будет регулировать работу этих экспертных организаций. В ее состав вошли представители Минюста, Минтранса и МВД России, научных учреждений и общественных организаций, в том числе и РСА. Минтрансом России подготовлен проект "Правил проведения независимой технической экспертизы транспортного средства".
Применение новых правил игры позволит избавиться от непрофессиональных оценщиков. "Ввиду активно развивающегося рынка на нем работает много случайных людей низкой квалификации, - говорит Алексей Кузнецов, руководитель юрбюро "Правила Страхования". - Новые игроки часто находят клиентов у отделений ГИБДД, куда пострадавшие приходят за справками. Квалификация таких экспертов хромает, оценка проводится неправильная, и страховая компания ее "режет", имея на то основания".