Аудит закупок позволяет экономить средства

Автор фото: Яковлева Елена

Во время кризиса владельцам бизнеса пришлось задуматься об экономии средств, в том числе и за счет закупочного бюджета.

Сфера снабжения является одним из самых узких мест в деятельности компаний в России по сравнению, например, с организацией продаж или производства. Как правило, в коммерческих предприятиях закупочной деятельностью занимается выделенный специалист или целый отдел по снабжению. Нередко эти функции достаются в нагрузку непрофильным специалистам, таким как, например, маркетолог, технический директор или главный инженер, что не лучшим образом отражается на закупочной политике. Не секрет, что в отделе закупок сотрудники очень часто лоббируют того или иного поставщика и занимаются "личным обогащением". "На некоторых предприятиях выбор поставщика в лучшем случае осуществляется путем сбора трех коммерческих предложений и определения лучшего", - рассказывает Олег Солтанов, генеральный директор компании "ЭксПро", специализирующейся на аудите закупок в Петербурге. "Зачастую в компаниях процесс принятия решений по закупкам и процесс поиска поставщиков не регламентированы. По нашим наблюдениям, в некоторых компаниях закупочные цены завышены на 15-100% по сравнению со среднерыночными, а вместе с этим встречаются и случаи невыгодных условий оплаты", - добавляет Елена Крылова, директор ООО "Хэлп-Аудит".
Аудит закупок, как всесторонний и глубокий анализ системы снабжения компании, необходим среднему и крупному бизнесу, где непосредственный владелец уже не контролирует политику снабжения. Елена Крылова акцентирует внимание, что такого рода аудит необходим производственным компаниям, в себестоимости продукции которых товары и сырье занимают значительный процент. "Каждой компании, которая закупает товары и услуги не реже раза в год, следует делать аудит закупок. Это касается не только производств, но также и банков, страховщиков. И не только для того, чтобы избежать злоупотреблений в сфере закупок. Это в первую очередь мониторинг рынка на предмет поиска новых по­ставщиков, новых предложений, повод оценить имеющиеся договоренности с партнерами", - считает Олег Солтанов. Эксперт добавляет, что эта услуга практически сразу приносит деньги. "В результате компании начинают меньше тратить или тратят столько же, но получают за это больше товаров и услуг или их более высокое качество. Ни один другой консалтинг не дает такого быстрого эффекта", - считает глава "ЭксПро".
"Для примера, если в компании закупочный бюджет на год - 150 млн рублей, то, как правило, аудит закупок может позволить сэкономить около 50 млн рублей только на анализе цен. Еще 20 млн рублей экономии может дать сокращение закупок материалов, так как зачастую в компаниях закупают материалы в большем, чем нужно, количестве", - рассказывает Елена Крылова.
Стоимость услуг рассчитывается индивидуально, но, как правило, существует две схемы расчетов с клиентами. Это либо оплата затраченных нормо-часов: в среднем стоимость одного человеко-дня составляет около 10 тыс. рублей. Либо расчет с консультантом в зависимости от полученного результата. То есть компания выплачивает консультантам определенный процент (около 20-30%) от полученной экономии.
Сам по себе аудит закупок является первым шагом на пути к реформированию системы снабжения, так как итоги проведенной работы и рекомендации специалистов-аудиторов еще нужно реализовать на практике. "В крупном бизнесе результаты, как правило, лучше, но внедрение этих результатов сложнее, так как выше сопротивление системы, больше людей лоббируют конкретного поставщика. В малом и среднем бизнесе, где хозяин и руководитель часто одно и то же лицо, применять результаты проще и быстрее", - поясняет Олег Солтанов.
Сегодня на рынке Петербурга единицы занимаются подобного рода консалтинговыми услугами. Спрос на этот вид услуг также пока не велик. Как правило, чаще всего к аудиту закупок прибегают предприятия наиболее развитых отраслей экономики, для Петербурга это строительство и пищевая промышленность. "Малая развитость рынка, на мой взгляд, объясняется тем, что в настоящее время все издержки, связанные с неэффективной закупочной политикой компаний, все потери от воровства персонала включаются в себестоимость товаров и услуг. Именно поэтому в России цены на многие товары и услуги значительно превышают среднемировые. Но потери все компании несут примерно одинаковые, поэтому на конкуренции внутри страны все это мало сказывается, большинство компаний в каждой сфере бизнеса неэффективны примерно одинаково", - рассказывает Олег Солтанов. "Рынок услуг аудита закупок в Петербурге не развит соответственно с потребностью, - рассуждает Елена Крылова. - Но, с другой стороны, бизнес сам не проявляет должного интереса к услуге - есть люди, которым выгодна неэффективная закупочная политика, как это ни странно".
Кстати, в бюджетной сфере проблема закупок стоит особо остро. Вступивший в силу с этого года новый ФЗ №223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", регламентирующий закупки бюджетных организаций, станет новым шагом к развитию аудита системы снабжения в стране, считает Елена Крылова.