Испытание ожиданием

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Петербургский рынок лизинга демонстрирует быстрое восстановление. Вместе с тем эксперты опасаются нового витка финансового кризиса.

Объем рынка лизинга в Петербурге в 2010 г. составил, по оценкам опрошенных "ДП" экспертов, около 70 млрд рублей. По итогам 2011 г. ожидается его прирост на 65-80%. Таким образом, докризисные объемы могут быть достигнуты уже в этом году.
Участники рынка отмечают, что наибольшие показатели роста по итогам первого полугодия 2011 г. показали сегменты строительной и дорожно-строительной техники. Так, сумма сделок по данным видам лизинга в компании "ПН-Лизинг" увеличилась более чем в 5 раз по сравнению с итогами всего 2010 г.
"Это объясняется постепенным восстановлением строительной отрасли после нескольких лет затишья, активизацией работ по возведению инфраструктурных объектов, необходимостью обновления устаревших технических парков, развитием рынка аренды техники", - говорит Юлия Разумова, руководитель отдела маркетинга компании "ПН-Лизинг".
На втором месте по динамике роста стоит лизинг автотранспорта. Автомобили традиционно являются наиболее востребованным видом имущества в силу регулярной обновляемости, ликвидности, доступности и оперативности свершения лизинговой сделки.
Хуже восстанавливается направление лизинга оборудования, говорит Юлия Разумова. "К отложенным на время экономических потрясений программам модернизации и расширения производств вернулись не многие предприятия. Особенно это относится к закупкам дорогостоящего производственного оборудования. Сделок в этом сегменте лизинга заключается крайне мало", - отмечает она.
При этом финансовая аренда оборудования представляется сегодня наиболее перспективным направлением деятельности для лизинговых компаний. На это позволяет рассчитывать большая изношенность мощностей, отложенные программы модернизации и значимость восстановления производства для экономики государства.
Практически полностью остановился лизинг недвижимости. Наличие большого количества пустующих офисных площадей, нестабильность цен, избыточное количество предложений по аренде, сложность оформления сделок, короткие сроки договоров - все эти факторы мешают развитию финансовой аренды в данном направлении.
Одной из основных проблем, мешающих развитию рынка лизинга, является отсутствие длинных денег. "Отсутствие возможности заключать сделки на сроки свыше 5 лет сдерживает развитие лизинга и не позволяет долгосрочно планировать бизнес ни лизингодателям, ни лизингополучателям", - сетует Юлия Разумова.
Участники рынка не исключают второй волны кризиса. Тем более, как показывает рынок розничного кредитования, ставки уже поползли вверх. "Большая часть лизинговых компаний крепко связана с банками, поэтому даже в случае убыточности их держат на плаву - иначе они потянут ко дну большой кредитный портфель. Проблемы есть у многих: не все проблемные активы удалось пристроить - данный груз многим мешает развиваться", - рассказывает Антон Малышев, начальник кредитного отдела ООО "СЛК".
По его мнению, вторая волна кризиса приведет к росту ставок и ужесточению условий по лизингу, что приведет к уменьшению объема сделок. "Есть опасения, что будут неплатежи. В этом случае на первое место выйдет каче с т во лизингового портфеля и то, насколько компании удалось скинуть груз старых проблем", - считает Антон Малышев.
Лизингодатели стали более осмотрительны в политике привлечения средств и финансировании сделок. По словам Ольги Мартыновой, руководителя отдела продаж компании "Балтинвест", лизинговые компании стали смотреть в будущее и задумываться о рисках.
"Иначе говоря, кризис 2008 отрезвил лизинговые компании, которые, опьянев от успеха, до 2008 г. практически жили в кредит и в борьбе за клиентов предлагали заоблачные авансы и сумасшедшие сроки лизинговых договоров (до 10 лет). А уже в 2009 г. редкие компании заключали лизинговые договоры больше чем на год, а авансов меньше 30% и до сих пор днем с огнем не сыскать", - отмечает она.
Стандартный срок лизингового договора сегодня составляет 3-5 лет. Некоторые компании предлагают договоры сроком даже на 7 лет. "Но взамен они теперь требуют от лизингополучателя задокументированных гарантий своей платежеспособности, проверяют его кредитную историю и даже историю его судебных тяжб и в целом требуют от него доказательств своей способности функционировать в рамках рынка вплоть до окончания срока контракта, а то и больше", - указывает Ольга Мартынова.