Быстро не значит хорошо

Автор фото: Асташенков Евгений

IFC изучила опыт российских регионов в деле энергосбережения и повышения эффективности использования энергоресурсов, в том числе и в Петербурге.

Международная финансовая организация (IFC) провела исследование "Политика энергосбережения и повышения эффективности использования энергоресурсов: опыт российских регионов". В первую очередь ее интересовала финансовая сторона вопроса - каким образом местные власти стимулируют энергосбережение и повышение энергоэффективности.
Исследователи обратили внимание на три документа, принятых правительством Петербурга. Так, в 1997 г. было подписано постановление №49 "Об основных направлениях по энергосбережению в городском хозяйстве Санкт-Петербурга", а в 1998 г. появился закон №17-3 "О внебюджетном фонде энергосбережения". Правда, последний так и не был реализован на практике, а в 2001 г. и вовсе был отменен. Средства фонда планировалось использовать для финансирования энергоэффективных и энергосберегающих мероприятий, проектов и программ в Петербурге, к которым, например, относились: энергетическая экспертиза проектной документации, создание новых энергоэффективных и энергосберегающих технологий и оборудования, в том числе на возвратной основе, и т.д. В 2001 г. вышло еще одно распоряжение администрации города - №1336-ра. Оно утверждало схему возврата средств, вложенных инвестором в энерго- и ресурсосбережение, и создавало экономические механизмы энерго- и ресурсосбережения. Согласно распоряжению организации, внедряющей мероприятия по энергосбережению, в течение 2 лет после их реализации гарантировано финансирование сэкономленных ресурсов, которое может быть направлено на внедрение других энергосберегающих мероприятий и поощрение персонала.
Делая выводы о том, насколько все эти постановления и распоряжения позволяют быстро достичь результатов в энергосбережении, Максим Титов, руководитель программы IFC по стимулированию инвестиций в энергосбережение, замечает, что "быстро не всегда значит хорошо". Если говорить об энергосбережении в промышленности, в частном секторе, то, по его мнению, безусловно, есть позитивные изменения. "Промышленные предприятия считают свои энергозатраты, понимают тенденцию роста тарифов и видят, что за счет внедрения энергоэффективных технологий можно получать значительную экономию", - говорит он.
А вот в секторе бюджетных учреждений дела обстоят по-другому. "Сроки окупаемости проектов, в частности, по муниципальному теплоснабжению, значительно выше, поэтому финансировать их коммерческие банки пока не готовы. Существует много сложных моментов, связанных с финансово-экономической и правовой составляющей энергоэффективных проектов в бюджетной сфере. Поспешность в принятии законов и распоряжений может повлиять на их качество. Но работа в этом направлении идет. Возможно, результаты будут видны не так скоро, и это следует считать нормальным процессом развития", - замечает Максим Титов.