Рекламные подарки

Автор фото: Trend/ Евгений Асмолов

Рынок бизнес-сувениров впервые вернулся на докризисный уровень. Дальнейшему росту может помешать надвигающийся кризис в Европе, опасаются эксперты.

Объем российского рынка промопродукции по итогам 2011 года восстановился после кризиса. По оценкам участников рынка, до 2008 года его объем был $550-600 млн, в кризис рынок упал на 30-40%, но уже по итогам этого года он превысит $600 млн. Наиболее оптимистичные эксперты оценивают обороты 2011 года в $1 млрд. "Это рост за счет заказов транснациональных компаний, работающих в России", - поясняет гендиректор рекламного агентства "Иллан" Сергей Пикус.
Рост показателей продемонстрировали три компании из пятерки лидеров. Оборот компании "Проект 111" в этом году вырос на 30%, до 820 млн рублей. Продажи "Веста-Альфа" (Millenium Gifts) в 2011 году поднялись на 15-20% по сравнению с 2010 годом, компания достигла докризисного уровня 2008 года, сообщил Алексей Баранов, бренд-менеджер корпоративного направления "Веста-Альфа". Превысили докризисный уровень и продажи компании "Макрос", говорит ее гендиректор Ефим Пахульский.
Последние 2 года при выборе бизнес-подарков на смену бесполезным сувенирам пришли функциональные и оригинальные идеи. Для корпоративных клиентов важны функциональность, дизайн и цена, почти 50% продаваемой продукции в "Иллан" - это сувениры, выполненные по индивидуальному заказу, говорит Сергей Пикус.
Абсолютный лидер продаж - промотекстиль (футболки, бейсболки), в годовом обороте компании "Проект 111" его доля - 25%. Кроме того, популярны компьютерные аксессуары, говорит Дина Вишня из "Проекта 111". В моде различные девайсы, подтверждает Сергей Пикус. 60% продаж приходится на промоподарки стоимостью 1-2 тыс. рублей, VIP-подарки традиционно занимают небольшую долю рынка - 15%, говорит Алексей Баранов. Средняя стоимость одного подарка - чуть меньше 100 рублей, подсчитали в "Проекте 111".
Согласно политике Heineken , бизнес-подарки носят символическое значение, выражают уважение к партнеру, подарок не должен иметь значительную самостоятельную ценность, говорит Анна Мелешина, директор по корпоративным отношениям компании Heineken в России.
Восстановление рынка эксперты объясняют активизацией игроков, которые сокращали затраты в кризис.
По словам Сергея Пикуса, компании перераспределили рекламные бюджеты, значительно увеличив расходы на рекламу в Интернете и на промопродукцию.
Из-за ожиданий кризиса сложно дать прогноз на 2012 год, но, скорее всего, изменения будут качественными - усилится спрос на продукцию по индивидуальному дизайну, полагает Ефим Пахульский. В "Веста-Альфа" ожидают увеличения оборота на 10-15% за счет ввода продуктов и работы с новыми клиентами.