На праймериз "Единой России" предложили создать "церковь бога единого — Путина"

Автор фото: Итар-Тасс

Праймериз "Единой России" в Петербурге окончились предсказуемой победой фаворитов партии власти. Обиженные представители "Народного фронта" рассказывают про фальсификации. Но другие "фронтовики" вдохновились так, что предлагали создать "церковь бога единого — Путина".

Финальный этап праймериз в Петербурге прошел в СКК "Юбилейный" в Петроградском районе. Все было как у взрослых — перед входом толпились агитаторы, в большом количестве раздававшие листовки, буклеты и календарики с призывом голосовать за отдельных кандидатов, а некоторые даже разместили плакаты со своими портретами и лозунгами.
К этому моменту группа лидеров уже сформировалась, и серьезно повлиять на итоговый расклад последние праймериз уже не могли. На первое место вырвался директор НИИ им. Джанелидзе Сергей Багненко, на считанные голоса опережающий депутатов Госдумы Владислава Резника, Ирину Соколову и Виталия Южилина. В десятке расположились также президент сети фитнес–клубов Ольга Слуцкер, помощник спикера Госдумы Бориса Грызлова Дмитрий Агалямов, депутат Госдумы Наталья Карпович, глава петербургской ТПП Сергей Катенев, директор ФГУП ГОИ Михаил Лобин и Алексей Соболев из адвокатского бюро "Прайм Эдвайс".
То есть в потенциальной проходной части партсписка — а он еще будет корректироваться федеральным руководством "Единой России" — оказались в основном люди, на которых заранее делала ставку партия власти. Правда, другие уважаемые люди, например депутаты Госдумы Антон Сихарулидзе, Виктор Плескачевский и Виктор Захарьящев или кинорежиссер Дмитрий Месхиев, опустились к концу праймериз в третью десятку. Справедливоросс Василий Шестаков, включившийся в праймериз в конце и участвовавший всего на шести площадках, успел взлететь на 26–е место.
Многие кандидаты от "фронтовых" организаций в кулуарах охотно жаловались на подтасовки результатов в пользу лидеров–единороссов. Во–первых, говорят они, постоянно менялись правила игры, и своих выборщиков кандидатам позволяли привести разное количество — то 20, а то всего двоих. Во–вторых, по их утверждению, выборщикам от "Единой России" спускали список "нужных" фамилий, за которых они должны были проголосовать. Тем самым заранее согласованные кандидатуры заведомо получали большее количество голосов.
Наконец, по их словам, дело доходило до прямых фальсификаций. Так, после праймериз в Кировском районе бюллетени по дороге в исполком "Единой России", рассказывают, попросту подменили, и не раз видели урны, наполовину заполненные бюллетенями еще до начала праймериз. "В итоге мы организовали нечто вроде коалиции Народного фронта, — рассказывал один из участников. — Прямо против не выступаем, но договариваемся между собой, обмениваемся голосами. "Все это фарс, конечно, — заявил другой. — Я сам видел, как выборщики от "Единой России" ставят галочки по спискам и сразу уходят, поэтому залы везде и пустели почти сразу". Так, по словам одного из участников, посетившего 16 этапов праймериз, депутат Ирина Соколова не выступала ни разу, но голоса собирала исправно.
Впрочем, фамилии свои в печати эти участники видеть не захотели, а поднимаясь на трибуну, произносили гладкие и правильные речи про необходимость и важность праймериз как уникальной площадки для диалога. Только выступавший последним Виталий Горячев назвал все происходящее "шулерской игрой" и "болтовней", где "протаскивают своих, пока страна валится в пропасть". "Вас всех дурят, это советская залипуха с яркими этикетками", — обращался Горячев. Но зал к тому времени уже почти полностью опустел, и скандала, в общем, не получилось.
Лидер петербургских единороссов Вадим Тюльпанов самокритично признал, что "не может сказать, что праймериз прошли абсолютно честно". "Элемент субъективности присутствует всегда у любого судьи, — сказал он. — Но мы постарались, чтобы все было максимально объективно". Недовольные, сказал Тюльпанов, могут обращаться в специальную конфликтную комиссию.
Далеко не все кандидаты–"фронтовики" оставались недовольны. Большинство пели дифирамбы Народному фронту и Владимиру Путину и произносили приятные вещи. Галина Келехсаева из Федерации профсоюзов, например, призвала давать "молоко за вредность" организаторам праймериз, которые, по ее мнению, слишком много работают.
Но дальше всех пошел кандидат Владимир Косолапов, выдвинутый организацией с завлекательным названием "Региональные организаторы социальной справедливости". Он предложил ни больше ни меньше — создать "церковь Путина — бога единого". "Путин должен стать духовным отцом новой религии бога единого! Нужно построить храмы для всех людей, где чистить перышки губернаторам и прокурорам", — ораторствовал Косолапов и добавил, что "уже начал собирать деньги на храм Путина — бога единого".
Это выступление не вызвало смущения у оставшихся в зале.