Почему боятся открывать свое дело

Автор фото: ДП
Сергей Некучаев

Эксперты поррасуждали о страхе перед предпринимательством и франчайзинге.

Сергей Некучаев, руководитель Департамента развития франчайзинга компании Deloshop, высказал свое мнение.
"Недавно президент Дмитрий Медведев обсуждал с руководителями предприятий малого бизнеса Пензенской области проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели в нашей стране. Среди уже привычного недовольства частотой проверок, растущей налоговой нагрузкой и неудовлетворительной работой таможенных органов, отдельно прозвучала еще одна очень важная тема - отношение людей к предпринимательству, их страх и, как следствие, нежелание начинать свой собственный бизнес. Именно в изменении отношения граждан к предпринимательской деятельности во многом кроется потенциал развития нашей страны. "Казалось бы, уже 20 лет, как существует новая экономика, а стереотипы остаются. Нужно создать программу пропаганды предпринимательского дела как труда для огромного количества людей. Нужно, чтобы у нас процентов 30-40 людей, а то и больше, стало предпринимателями",- справедливо отмечает Медведев. Но что же изменилось в экономике за эти 20 лет и почему вклад малого предпринимательства в ВВП страны на сегодняшний день не превышает и 20% (для сравнения, в США этот показатель составляет около 80%)?
Очевидно, мы стали еще более зависимы от сырьевого фактора: 20 лет назад бездефицитный бюджет был гарантирован стране при цене барреля нефти порядка 35 долларов, сегодня мы не можем достигнуть профицита и при цене в 100 долларов. Общая политика государства относительно предпринимательства, несмотря на декларируемые привилегии, изобилует "полицейскими" инструментами  и окончательно подрывает доверие к себе ужесточением и так непосильного налогового бремени. Еще два фактора, которые не лежат на поверхности, но играют не менее ощутимую роль в общем результате, - это качество экономического образования в стране и отношение россиян к предпринимательству как виду деятельности. Между тем, что читают студентам на кафедре предпринимательства те же преподаватели, что читали их родителям политэкономию марксизма, и реальной практикой – огромная пропасть. Те же, кто смог добиться реального успеха в бизнесе, научившись на собственных ошибках, не спешат инвестировать свое время в будущее поколение российских предпринимателей, предпочитая менее долгосрочные инвестиции. Редкие исключения настолько несистемны, что говорить об их влиянии на общую картину не приходится.
Какими же инструментами мы обладаем для того, чтобы увеличить вклад предпринимательства в экономику и создать тот самый средний класс, который и станет основой возрождения страны? Во-первых, это реальная пропаганда предпринимательства. Попробуйте набрать в поисковой системе запрос "доля малого бизнеса в ВПП" и вы увидите, что самая свежая информация в первой десятке Яндекса датируется 2010 годом, а основная масса статей и вовсе относится к выборному 2008 году и ранее. Тогда воодушевленный приходом к власти Дмитрий Медведев говорил о своих планах исправить неприглядный показатель в 15% вклад малого бизнеса в ВВП страны; ему вторила и Эльвира Набиуллина, рассчитывая увеличить долю занятых в предпринимательстве к 2012 году до трети населения – воз, как говорится, и ныне там. Более актуальных новостей о малом предпринимательстве одна из лучших поисковых систем мира не находит просто потому, что их нет: СМИ не пишут об этой проблеме, не актуализируют ее среди своих читателей. По данным статистики запросов того же Яндекса, в среднем, доля малого бизнеса в ВВП интересует 191 человека в месяц, а, для сравнения, ценами на нефть интересуется 23944 человека - разница в 125 раз! Увидев такую огромную разницу, я невольно вспомнил слова одного знакомого американского профессора, который, не раз побывав в России, заметил, что основное отличие среднего американца от среднего россиянина в понимании того, что ему никто ничего должен, что он должен рассчитывать только на себя и  добиваться всего сам. Мы же считаем, что уровень нашей жизни зависит не от нас, а от цен на нефть, статистика запросов демонстрирует, что на одного человека, который считает, что его жизнь зависит от него, приходится более 100 человек, которые надеются  на государство.
Во-вторых, необходимо не только увеличивать количество начавших предпринимательскую деятельность, но и уменьшать количество тех, кто, начав, не выжил и закрылся. И вот здесь одним из ключевых инструментов является франчайзинг, ведь по данным той же Американской ассоциации франчайзинга, количество неуспешных предпринимателей из числа тех, кто приобрел франшизу в 4 раза меньше, чем в собственном бизнесе. Приобретение франшизы дает российскому предпринимателю возможность не только зарабатывать, но и учиться на уже готовых и проверенных бизнес- моделях. Иными словами, франчайзинг значительно снижает риски. Уверен, что предпринимательство по франчайзинговой модели будет активно развиваться,  и позволит поднять малый бизнес в нашей стране, ведь как отметил президент Медведев "без предпринимательства у нас нет никакого будущего: ни цивилизованного, ни нецивилизованного".