Рабочая поездка Кирсана Илюмжинова в Ливию стала сенсацией: живой, здоровый и неунывающий диктатор Муамар Каддафи сыграл с ним историческую шахматную партию, зевнул коня в миттельшпиле и фактически обратился ко всему миру устами своего соперника.
Президент Международной шахматной федерации Кирсан Илюмжинов вернулся из Ливии и дал эксклюзивное интервью Neva24.
Два конгениальных политика-чудака встретились за шахматной доской. "Он сам предложил сыграть в кабинете. Не в бункере, не в подвале, а в кабинете, — рассказывает Илюмжинов. — Каддафи непрофессиональный шахматист. Был бы он хотя бы перворазрядник — я бы вам нашу партию проанализировал. А так он просто любит играть в шахматы. Не в карты, не в покер, не в дурачка, а в шахматы".
Илюмжинов кандидат в мастера спорта, но политически Каддафи повыше разрядом. Он фактически возглавляет Ливию 42 года, а Илюмжинов правил в Калмыкии лишь 17 лет. Поэтому президенту ФИДЕ пришлось сыграть в поддавки. "Мы разыграли подобие испанской партии. Играли-играли, а потом он мне коня зевнул. Тут я и предложил ему ничью. Я же гость. Ну, а чего мне выигрывать. Хотя некоторые тут в Москве советовали, что нужно было мне выиграть".
Шахматы — царская игра, ее отчего-то особенно любят яркие правители, сочетающие победительную харизму с восточным деспотизмом. Михаил Саакашвили вон тоже ответил на выступления грузинской оппозиции, публично сыграв в шахматы с мэром Тбилиси и назвав себя "царем". Партия Саакашвили означала: "я победил". Что значит партия Каддафи? Просьбу о помощи.
Читайте также:
Муамар Кадаффи угрожает НАТО
Недаром за доской Каддафи вспомнил, как в 1986 году Ливию уже бомбили. Тогда Горбачев прислал в порт Триполи крейсер, и бомбежки кинчились. Прозрачный намек! На этот раз Каддафи крейсера не дождался. Он дождался лишь холодной реплики президента Медведева: "Россия осуждает применение силы против мирных граждан, санкционированное руководством страны".
Столица Ливии не лежит в руинах. Хотя сейчас в Триполи по-настоящему жарко. "Есть разрушенные дома, больницы. На окраине видел разрушенные промышленные объекты. Дом, где жил Каддафи, разрушен. Каждую ночь бомбардировки, — рассказывает Кирсан Илюмжинов, — Я встречался не только с министрами, встречал и простых людей, шахматистов. Все говорят, что неприятно под бомбами жить. Но если Каддафи убьют, широкомасштабная гражданская война начнется! Западные провинции не простят восточным, что они привели НАТО. Вспомним Ирак и Афганистан: войска зашли, жертв стало больше".
В покере это называется блеф: делать вид, что все хорошо, когда карты на руках дрянные. В шахматах блеф не работает. Сейчас Ливия фактически ведет войну со всем западным миром. Но Каддафи бодрится и храбрится. Блефует? "Он в нормальном расположении духа. Конечно, он опечален гибелью родных и близких — трое внуков и родной младший сын во время бомбардировок погибли. Но он очень надеется, что скоро повстанцы сядут с ним за стол переговоров. Говорит, надо, чтобы немедленно сели и повстанцы, и натовцы, и руководство из Триполи. И решили будущее страны, какая должна она должна быть — парламентская или президентская, и выборы объявить".
Каддафи по-прежнему настаивает, что не имеет отношения к руководству страны, мол, просто рядом проходил. Он лишь "Лидер ливийской революции", и этот почетный пост действительно не дает никаких формальных привилегий. Впрочем, должность генерального секретаря когда-то тоже считалась технической. Король на шахматной доске ничего не значит, любая фигура его сильней. Однако цель любой партии — не уничтожить побольше фигур, а пленить короля.
Король остался на доске в одиночестве. От генерального секретаря Ливии Каддафи все отвернулись. Даже бывшие лучшие друзья. И друг Ангела Меркель (которую он однажды уважительно назвал "мужчиной"). И друг Сильвио Берлускони, который вообще любитель дружить с диктаторами. И "возлюбленный сын Обама". Остался только Илюмжинов.
Сам бывший президент Калмыкии и старый знакомый Каддафи отрицает, что специально приехал в Ливию. Говорит, поездка была запланирована. ФИДЕ объявила 2011 годом Африки, и теперь президент ФИДЕ объезжает черный континент — ЮАР, Замбия, Нигерия, Кения... Ливия просто попалась по дороге.
Даже если так, шахматист Каддафи очень удачно использовал этот момент. Кирсан Илюмжинов, — скорее осознанно, чем случайно — стал рупором Каддафи. И озвучил его слова, в которых смешалась гордость и мольба о помощи.
"Я не пойму, чего от меня хотят. Наверно, хотят меня убить. Я предлагаю выборы — не слышат. Предлагаю сесть за стол переговоров — не хотят. Их цель уничтожение людей. Насадить права человека до последнего ливийца. Я готов к немедленным переговорам с НАТО и Бенгази. Я за прекращение огня. Как переговоры определят будушее Ливии, таким оно и будет".