Реинкарнация фонда

В 2012 году в Петербурге появится дорожный фонд для финансирования ремонта и строительства магистралей. Планируется, что его объем превысит 17 млрд рублей.

Спустя 10 лет после ликвидации городского дорожного фонда в Петербурге возвращаются к практике создания специальной структуры для финансирования дорожных работ. Комитет финансов разработал проект закона «О дорожном фонде СПб». Его уже одобрило городское правительство, в ближайшее время он будет внесен в Законодательное собрание.
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) сообщили: по предварительной оценке, в следующем году в дорожном фонде будет аккумулировано 17,1 млрд рублей. В законе сказано, что порядок расходования этих средств должно определить правительство. Скорее всего, этим займутся глава КРТИ Борис Мурашов и вице-губернатор Юрий Молчанов, контролирующий это направление.
Налоги и акцизы
Согласно закону «О дорожном фонде СПб», основным источником его формирования будут поступления от транспортного налога. Так, в бюджете 2011 года по этой статье запланированы поступления в размере 6,3 млрд рублей.
Кроме того, в фонд будут зачисляться акцизы на топливо, пошлины за госрегистрацию транспортных средств, плата за проведение техосмотра, штрафы за нарушение ПДД и даже безвозмездные поступления. Объем дорожного фонда должен утверждаться одновременно с принятием городского бюджета.
С 2012 года, когда закон вступит в силу, проектирование, строительство, реконструкция и содержание автомобильных дорог в Петербурге будут финансироваться из средств фонда. До сих пор дорожные работы проходили по линии комитета по развитию транспортной инфраструктуры (ранее КБДХ) и через адресную инвестиционную программу. В прошлом году комитет освоил 38,6 млрд рублей. Планируемый объем дорожного фонда значительно меньше. Возможно, чтобы не снизить объемы работ, в Петербурге придется изыскивать дополнительные источники для финансирования строительства и ремонта магистралей.
Мало, но стабильно
«Поступления по акцизам и от транспортного налога можно просчитать заранее. Это дает стабильность в планировании финансирования и работ как для заказчиков, так и для подрядчиков. Пожалуй, это главный плюс дорожного фонда», -- говорит гендиректор НП «Альянс строителей и по­ставщиков дорожного комплекса» Юрий Агафонов.
В то же время, по его оценке, 17,1 млрд рублей в год на дорожную отрасль явно недостаточно для такого города, как Петербург. Реальная ежегодная потребность в затратах на строительство, ремонт и содержание дорог составляет около 40 млрд рублей.
Юрий Агафонов говорит, что к концу мая дорожники подготовят обращение в правительство РФ, Госдуму и Совет Федерации с предложением откорректировать законодательство. Лоббисты добиваются, чтобы регионам позволили направлять в свои дорожные фонды 5% от налога на добавленную стоимость (НДС). В масштабах страны эта цифра составит 380 млрд рублей.
В прошлом году сборы от НДС в Петербурге составили 65,3 млрд рублей. Если это предложение будет поддержано, в городской дорожный фонд смогут еще зачислить более 3 млрд рублей.