Сбор доходов с проезжей части

Правительство Петербурга готовится ввести плату за парковку машин на улице. С автомобилистов возьмут как минимум 4 млрд рублей в год, но не все они попадут в бюджет.

В течение этого года чиновники Смольного рассчитывают подготовить и утвердить концепцию размещения в Петербурге платных автостоянок на дорогах регионального значения. Об этом «ДП» сообщил председатель городского комитета по транспортно-транзитной политике Алексей Бакирей.
Сейчас устраняется последнее к этому препятствие: через подконтрольный парламент правительство Петербурга проводит закон, разрешающий организацию таких стоянок органам исполнительной власти. Основанием для этого послужил недавно вступивший в силу закон РФ, делегировавший регионам право на взимание платы за стоянку. Пока его не было, все попытки Смольного ввести платную парковку отменялись в судах.
Наезд на кошелек
Таким образом, старая идея брать деньги за въезд в исторический центр Петербурга движется к своему воплощению. По данным экспертов, через центр проезжает до 100 тыс. машин в сутки. Если в среднем за парковку на центральных улицах водители будут платить по 100 рублей в день, в год выйдет 3,6 млрд рублей.
В Москве, по данным СМИ, готовятся аналогичные меры, но плата будет значительно выше: за парковку в центре 300-500 рублей в час или абонемент стоимостью 15 тыс. рублей в месяц.
Впрочем, парковка за плату может появиться и на окраинах. По мнению заместителя председателя общественного комитета по защите прав петербургских автомобилистов Александра Холодова, формально городские власти могут ввести платный паркинг везде, ограничений для этого нет. Тогда, учитывая, что в Петербурге зарегистрировано около 1,5 млн машин, объем рынка может превысить 50 млрд рублей в год.
Почти Европа
Председатель депутатской комиссии по транспортному комплексу Игорь Риммер считает платные парковки мерой непопулярной, но вынужденной. Иначе, по его словам, борьба властей с гаражами может закончиться тем, что стоявшие в них машины «рванут во дворы», а автомобили, припаркованные в центре города, вытеснят из него туристов. Параллельно необходимо развивать общественный транспорт. Сейчас же, по его словам, очень небольшая часть жителей города ездит на Beantly, а очень большая часть, матерясь, стоит в длинной пробке в автобусе.
Владельцы машин, однако, думают иначе. «Автомобилисты -- это самая удобная для государственной дойки категория людей», -- утверждает координатор общественной организации «Свобода выбора» Алексей Сыщиков. Чиновники, по его мнению, традиционно считают, что, раз у людей есть машины, значит, у них есть средства и, следовательно, «грех таких людей не подоить». При этом они любят ссылаться на опыт Европы, забывая, что там за платные парковки предусмотрены другие бонусы в виде хороших дорог и нормальной работы организаторов дорожного движения.
К закону, который сейчас проводит Смольный, необходимо было приложить схему платных парковок, согласованную со всеми участниками дорожного движения. Так считает Сергей Андреев, председатель движения в защиту прав владельцев гаражей «Андреевский страж» и экс-депутат городского парламента. «Если же правительству передаются одни лишь полномочия, это означает, что они будут просто хаотично продавать участки, в том числе и находящиеся сейчас под гаражными кооперативами», -- считает он. Он не исключает, что в этом случае владельцы гаражей не получат никакой компенсации.
Конкурс сборщиков
Эксперты сомневаются и в том, что все собранные деньги попадут в бюджет. Причина -- в отсутствии прозрачности механизма их взимания. По словам Алексея Бакирея, технологию сбора платы еще предстоит определить. Сейчас чиновники выбирают между тремя схемами: оплата через паркоматы, сбор денег парковщиками из ГУП «Городской центр автостоянок и гаражей» или привлечение к обустройству парковочных мест частных инвесторов (тогда будет снята нагрузка с городского бюджета). В последнем случае инвестору могут отдать на откуп сбор средств с водителей. При этом, как пояснили «ДП» в КУГИ, предоставить часть дороги в аренду невозможно, поэтому, скорее всего, посредники будут собирать плату за парковку по договору подряда. В этом случае часть этих средств будет оставаться у них в виде комиссии.
Из представителей частных структур организация платных парковок может быть интересна владельцам паркингов. Места в них раскупаются не очень активно, но, если запросить высокую цену за парковку на улицах, автовладельцы будут вынуждены перемещаться под их крышу.
Мимо кассы
На финансовую сторону дела, по мнению экспертов, может сильно повлиять «человеческий фактор». «Мне кажется, здесь открывается очередная большая кормушка, причем не только для бюджета, но и для отдельных недобросовестных работников. Деньги будут больше крутиться в теневом секторе, чем в реальном», -- считает Александр Холодов. По его мнению, появится и большое число водителей с «разными красными книжками», которые вообще не будут платить.
Цепочка государственных и негосударственных посредников может привести к тому, что до бюджета не дойдет практически ничего.
Сборщики же, как ожидают водители, будут брать плату себе в карман, не выдавая чек или квитанцию. Если же кого-то схватят за руку, он всегда сможет объяснить, что не уследил, когда автомобилист приехал.
«Наш чиновник на всем умудряется зарабатывать», -- прокомментировал эти утверждения Игорь Риммер. По его словам, противостоять этому можно только одним -- государству надо научиться выводить путем клонирования какую-то особую породу «неберущих» госслужащих.
Послужной список
Родился 20 декабря 1980 г., работал в КУГИ Ленобласти, аппарате полпреда президента по СЗФО.
20 декабря 2010 г. назначен председателем комитета.
К чему готовиться автомобилистам
Федеральный закон №69-ФЗ, который уже окрестили «законом о борьбе с пробками», не только разрешает регионам организовывать платные парковки, но и ужесточает ответственность автомобилистов. Вступление его в силу растянуто на несколько лет.
С 6 мая 2011 г. -- субъекты Федерации могут организовывать платные парковки.
С 1 января 2012 г. начнут штрафовать «бомбил», не имеющих лицензии на оказание услуг по перевозке пассажиров
С 1 июля 2012 г. с автовладельцев снова будут взимать плату за эвакуацию их транспортного средства на штрафстоянку.
С 1 июля 2012 г. резко возрастут штрафы, взимаемые с автомобилистов:
за несоблюдение требований дорожных знаков и разметки, запрещающих остановку или стоянку, -- 1,5 тыс. рублей (в Петербурге и Москве -- 3 тыс. рублей);
за движение по выделенной полосе для общественного транспорта или остановку на ней -- 1,5 тыс. рублей (в Петербурге и Москве -- 3 тыс. рублей);
за остановку или стоянку на пешеходном переходе и ближе 5м перед ним -- 1 тыс. рублей (в Петербурге и Москве -- 3 тыс. рублей);
за остановку или стоянку в местах остановки общественного транспорта и ближе 15м от них -- 1 тыс. рублей (в Петербурге и Москве -- 3 тыс. рублей);
за остановку или стоянку на трамвайных путях или далее первого ряда от края проезжей части -- 1,5 тыс. рублей (в Петербурге и Москве -- 3 тыс. рублей);
за остановку в тоннеле, остановку или стоянку, повлекшую препятствия для движения других транспортных средств, -- 2 тыс. рублей (в Петербурге и Москве -- 3 тыс. рублей);
за другие нарушения правил остановки и стоянки транспортных средств в Петербурге и Москве -- 2,5 тыс. рублей;
lза нарушение правил движения в жилых зонах -- 1,5 тыс. рублей (в Петербурге и Москве -- 3 тыс. рублей).
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты