Прообраз коммуны

Недавно участвовал в телемарафоне «Коммунальная столица», посвященном проблемам 105 тыс. городских коммунальных квартир, в которых вынуждены существовать 660 тыс. человек. Чиновники, как обычно, в очередной раз предлагали потерпеть и призывали нуждающихся самим решать проблему, зарабатывающие на этом риелторы сетовали на несговорчивость страждущих и их завышенные аппетиты. Но рассказы чиновников о том, что вот они создадут очередную концепцию -- и проблема рассосется сама собой, в зале уже не вызывали даже хохота: все давно привыкли, что мертворожденные концепции -- единственный продукт, который Смольный способен исправно выдавать в последнее десятилетие. Поэтому и сидевшие в зале, и голосовавшие телезрители были единодушны: расселение коммуналок -- обязанность государства и делать это нужно немедленно.

Соглашусь с большинством, и вот почему. Коммунальные квартиры -- советский проект, и проистекал он не только из экономических, но и из идеологических потребностей. Это был прообраз коммуны. Да, там было много бытовых минусов, но были и плюсы: поддержка, взаимовыручка. Прожив в коммуналках 14 лет, сам могу вспомнить много хорошего. Но резкое изменение не только политического строя, но и общественной морали, когда дружба и сочувствие -- ничто, а личный успех любой ценой -- все, когда общество атомизировано и общинных ценностей больше нет, превратило коммуналки в нонсенс. Следовательно, власть, взявшая на себя право столь кардинально изменить общественный уклад, должна принять на себя и безусловную обязанность гармонизации наследия с новым укладом. В данном случае -- ликвидировать коммуналки, все и почти безоговорочно. Исключение стоит сделать только для двух категорий: предприимчивых граждан, давно обзаведшихся нормальной жилплощадью и использующих коммунальную как средство заработка путем сдачи внаем, и «парней из Баку», понакупивших комнаты различными способами (в данном случае введение ценза оседлости -- вполне оправданная мера).
Любимый стон чиновников: «Где ж на это деньги взять?!» -- имеет множество реальных ответов. Начнем с федерального бюджета: уж если Рамзан Кадыров просит полтриллиона рублей в виде дотаций, чем мы хуже? В городском бюджете резервов тоже достаточно, и это недавно на фактах доказала Оксана Дмитриева: оказывается, ежегодно у нас в городе неэффективно расходуется денег в 2 раза больше, чем потрачено на «Сколково». Один километр ЗСД, например, обошелся в 10 раз дороже, чем автобаны в Финляндии (с Германией вообще сравнивать смешно), в центре города здания продаются «стратегическим инвесторам» в 80 раз дешевле себестоимости. Приглашение ино­странных автоконцернов (инженерная подготовка территории, льготные расценки на земельные участки и пр.) обошлось городскому бюджету в 400 млрд рублей, из которых вернулось только 0,5 млрд. Получается, срок окупаемости бюджетных вложений -- 167 лет, а столько отверточные автосборки просто не живут. Ну, и третий очевидный источник -- коррупционные потери. По оценке почетного строителя России Льва Каплана, в стоимости каждого построенного 1 м2 жилья минимум 40% «административной ренты», попросту -- взяток и откатов. Если хотя бы половина этой суммы попадет не в липкие ладошки чиновников, а к ответственным городским руководителям в виде живых квадратных метров для расселения коммуналок, последние могут быть тотально ликвидированы за несколько лет.
Алексей Третьяков, глава Ассоциации малого бизнеса