Новая мутация монстров

Олег Целков не часто выставляется в Петербурге. Он эмигрировал из СССР в далеком 1977-м и с тех пор живет во Франции, в Шампани. Он состоялся как художник с советским бэкграундом, сохранив свободу и от советской системы, и от государственной машины как таковой. В эмиграции Целков получил нансеновский паспорт, позволяющий жить во многих странах -- членах ООН, не имея никакого гражданства. Художник делал выставки в разных европейских музеях, а в 2000-е годы его ретроспективы прошли в Третьяковской галерее и Русском музее. Теперь и в России он представитель истэблишмента, после того как долгое время был нонконформистом.

Он начинал в «оттепель». Учился в Московской средней художественной школе, затем в Минске, в Художественном институте. Но ни там, ни там ему было не по душе, так как к соцреализму он был равнодушен, а авангардистское искусство в те годы не преподавали. В конце 1950-х Целков поступил в Академию художеств в Ленинграде, но и здесь не пришелся ко двору. Здесь молодым художникам-экспериментаторам был прямой путь в мастерскую Николая Акимова -- режиссера и художника, начинавшего в первые годы революции в Пролеткульте и впоследствии создавшего один из самых интересных советских театров -- Театр комедии. В его классе в Институте театра, музыки и кинемато­графии учились ныне классики нонконформистского искусства Михаил Кулаков, Евгений Михнов-Войтенко и другие адепты авангарда. После всех мытарств школу Акимова прошел и Целков.
В начале 1960-х художник вернулся в Москву и быстро завоевал симпатии столичной публики. Едкими кислотными красками он рисовал тупые рожи человекоподобных существ, впивающихся злобным взглядом в зрителя.
На фоне бравурной соцреалистической живописи и стерильных постимпрессионистических пейзажей членов Союза художников эти портреты выгодно отличались. Мастерская Целкова на окраине Москвы, в Тушино, стала обязательным местом для посещения иностранцев. Их часто приводил друг художника Евгений Евтушенко. Здесь побывали многие знаменитости: от Пабло Неруды до Артура Миллера. Причем не только зарубежные: однажды в гостях у Целкова была Анна Ахматова, выпившая с художником портвейна за постоянство веселья и грязи. Выставки Целкова закрывали за идеологическую неблагонадежность. Первая, в институте Курчатова, провисела только несколько дней. С тех пор вот уже 50 лет возмутитель спокойствия с завидным успехом рисует тех же самых фиолетовых, оранжевых и алых гомункулусов. В Lazarev Gallery выставлена мутация 2000-х годов -- дядьки-окорока с мясистыми ляжками и пухлыми ягодицами. Раньше целковских монстров принимали за безликих советских людей, теперь -- за бездушных обывателей. Автор же утверждает, что это человек без прикрас -- эгоистичный, злой и тщедушный.
Станислав Савицкий, арт-критик
Олег Целков -- эмигрант и хулиган, сочетающий фундаментальные формы Малевича с таинственным настроением Филонова. Картины в ярких, светящихся, почти кислотных тонах посвящены любимому персонажу Целкова: это человек не то в маске, не то без нее -- так или иначе, некто «другой». Персонажи -- мощные, довольно уродливые существа -- заставляют вспомнить о фламандцах, увлекавшихся образами грубой крестьянской жизни XVII века. Но картины Целкова лишены фламандского морализаторства: они проецируют любопытный пристальный взгляд на неведомых существ.
Мария Егорова, искусствовед