Как дорого продать вау-чувства

В последнее время мне все чаще попадаются биографии бизнесменов, сколотивших многомиллионное состояние не на продаже нефти или чего-либо ощутимого на запах, вкус и цвет, а в Интернете. Похоже, Мировой паутине никакие кризисы нипочем.

И все же автобиография Тони Шея «Доставляя счастье» стоит особняком. Шей не похож на других IT-бизнесменов. Как и все они, Тони, по нашим понятиям, слегка не в себе. Но он не зациклен на компьютерах, как основатель Facebook Марк Цукерберг. Он зациклен… на счастье. Говоря чуть сложнее, на позитивной психологии. Говоря чуть проще -- на желании дарить людям вау-чувства. Вот так.
И дошел он до этого блаженно-альтруистического состояния не в результате рефлексий или знакомства с какой-нибудь сектой. А в результате работы в компании Zappos.com, которая занималась таким, казалось бы, прозаическим делом, как продажа обуви через Интернет. По-моему, уже интригует. Ничего не предвещало, что Тони станет поставщиком счастья для всего человечества. Обычный мальчик из интеллигентный семьи, страстно желающий заработать. В 9 лет он открыл свой первый бизнес. Ферму по разведению червей. Через месяц черви уползли. Или их склевали птицы. Он до сих пор не знает. Потом -- продажа значков с фотографиями, издание школьной газеты, управление студенческим кафе. И наконец -- успех. Ему удалось раскрутить рекламный интернет-сайт и продать его за $265 млн.
Казалось бы, можно успокоиться. Но, видимо, есть люди, которые не могут этого сделать в принципе. Тони вкладывает все свои деньги в безнадежный проект Zappos.com. Сам же при этом признает, что никогда не купил бы обувь в Интернете, без примерки. Более того, он ставит ва-банк в самое неподходящее время. Двухтысячный год -- крах даткомов, фирм, которые строили свой бизнес исключительно в Интернете. История выживания Zappos.com описана мастерски. Впрочем, как и воспоминания о детстве и «моих университетах». Но если рассказ о детстве -- это юмористическое жизнеописание, то повествование о борьбе за жизнь компании Zappos.com -- настоящий приключенческий роман. Со всеми атрибутами. Даже с восхождением к снегам Килиманджаро. Если Тони Шею надоест продавать обувь и аксессуары, он вполне может заделаться в писатели. Или в проповедники. Поскольку вторая часть книги -- это страстная проповедь главных принципов Zappos.com. Их, собственно, два -- работа с клиентом и развитие корпоративной культуры.
Проповедь Тони Шея, являющаяся одновременно инструктажем по менеджменту и маркетингу, порой кажется наивной. Другое дело, что результат впечатляет. В 2009-м Zappos.com удалось продать за $1,2 млрд. Нашим бизнесменам есть о чем задуматься. О нас, например, о клиентах.
Глеб Сташков, журналист