Расчет на лидерство

Роман Слуцкий, генеральный директор ЗАО «Аларм-Моторс»

Ваша компания одна из немногих, которая кладет яйца в одну корзину, делая ставку на марку Ford. Почему не идете по пути мультибрендинга?
-- Действительно, продажа и техническое обслуживание автомобилей Ford -- основной наш бизнес. Значительных рисков в данном сегменте рынка для компании я не вижу. Продуктовая линейка Ford в России позволяет нам активно работать на розничном и корпоративном поле. Долгосрочные перспективы марки Ford в России, похоже, наконец получили свои очертания. Практически весь модельный ряд в скором времени будет производиться в России.
Однако нельзя сказать, что мы кладем все яйца в одну корзину. Это не так. В сегменте легкого коммерческого транспорта мы успешно работаем с брендом Fiat Professional. С 2007 года мы активно развиваем направление грузовых автомобилей и спецтехники. Наши партнеры -- MAN и Ford Cargo -- также планируют производить свои грузовики в России. Кроме того, мы занимаемся автобусами марок MAN и Neoplan. Наконец, наша автотранспортная компания «Аларм-Рент» с 2007 года работает на рынке проката и аренды автомобилей.
Как вы оцениваете долю своей компании на петербургском рынке продаж Ford?
-- По прогнозам, в 2011 году в Петербурге и Ленобласти будет продано около 200 тыс. новых иномарок. Порядка 10 тыс. из них придется на Ford. «Аларм-Моторс» планирует реализовать около 5 тыс. единиц техники, большинство из которых составят легковые автомобили и легкий коммерческий транспорт Ford. По этой марке мы рассчитываем остаться в привычной для нас доле, которая с 2006 года колеблется в пределах от 40 до 50%, неизменно обеспечивая нам лидерство на рынке продаж новых автомобилей Ford в регионе.
Насколько длительным будет текущий подъем в продажах автомобилей? Можно ли утверждать, что рынок не просядет в ближайшее время?
-- Эксперты и участники рынка считают, что российский авторынок будет расти ближайшие 3-4 года. Так, в частности, прогнозируется, что к 2015 году продажи иномарок в России смогут превысить 3 млн штук, а по некоторым оценкам, даже взять планку в 3,5 млн, то есть практически удвоиться относительно результатов 2009 года.
Основной количественный прирост рынка, очевидно, обеспечат проекты, которые будут реализованы автопроизводителями в рамках нового закона о промсборке. Так, совокупные производственные мощности альянсов Renault-«АвтоВАЗ», Ford-Sollers, VW-ГАЗ, а также Hyundai-KIA планируется довести почти до 1,5 млн автомобилей в год.
Считается, что при текущей мировой конъюнктуре численность, благосостояние и потребительская уверенность среднего класса (главного двигателя продаж иномарок) в России будут расти. Риски же заключаются в том, что мировая конъюнктура весьма непредсказуема. Во многом именно поэтому мы предпочитаем в равной степени развивать и держать в тонусе все направления нашего бизнеса: и розничные, и корпоративные.
Какие основные риски вы могли бы обозначить для автобизнеса в Петербурге -- актуальные и перспективные?
-- Едва ли уместно говорить о каких-либо специфических рисках, характерных именно для нашего региона. Основные риски для дилерских предприятий везде одинаковы: серый импорт запчастей и высокая ставка ЕСН.
Автодилеры вкладывают сотни миллионов рублей в открытие одного дилерского центра. Берут кредиты, развивают инфраструктуру, нанимают и обучают сотни людей, работают в рамках всех действующих норм, правил и законов, в частности -- платят белую заработную плату.
В то же время открыто действуют тысячи серых автосервисов и магазинов, сплошь и рядом торгующих запчастями непонятного происхождения и качества, игнорирующих технические регламенты обслуживания автомобилей и платящих зарплату в конвертах.
Разумеется, себестоимость работ и запчастей в такого рода мастерских значительно ниже дилерской, а повышение налогов, которые нелегалы попросту не платят, еще больше эту ситуацию усугубляет. При этом, что интересно, утверждение «в гараже дешевле» все больше становится мифом, не имеющим под собой реальной почвы.
За время кризиса у многих дилеров пошатнулись отношения с кредитовавшими их банками. Как у вас? Появился ли свой черный список банков?
-- Кризис не на шутку пошатнул рейтинг автодилеров в глазах банков. Почти повсеместно ставки выросли за несколько месяцев в 1,5-2 раза! Впрочем каждый банк и каждый автодилер решали эти вопросы индивидуально. Наша компания также отчасти столкнулась с этим явлением, но большая часть наших банков-партнеров проявила взвешенный подход к данной проблеме. С несколькими партнерами пришлось расстаться. Сегодня основными банками-партнерами «Аларм-Моторс» являются Сбербанк, ВТБ и банк «Россия». Условия кредитования вполне позволяют задумываться о новых проектах в области автобизнеса.
Как вы оцениваете текущее состояние рынка коммерческого транспорта, который за период кризиса пострадал больше, чем рынок легковых автомобилей?
-- Рынок грузового и коммерческого транспорта растет и имеет перспективы, связанные с оживлением экономики. И, хотя пока еще рост в значительной степени обусловлен эффектом низкой базы (глубиной падения рынка в кризис), мы, как и наши партнеры-дистрибьюторы, достаточно оптимистично смотрим в будущее.
Какова стратегия развития «Аларм-Моторс»?
-- В наших ближайших планах завершение строительства еще одного малярно-кузовного цеха и запуск нового дилерского центра MAN. Инвестиции в эти объекты составляют 150 млн и 50 млн рублей соответственно. Запланированы еще некоторые проекты в Петербурге. Не готов пока их комментировать.
Мы не так давно получили новое видение развития практически всех наших партнеров-импортеров. Требуется время, чтобы откорректировать стратегию.