Машина и кредит из первых рук

Автопроизводители, у которых еще нет в России собственных банков, в настоящее время предпочитают развивать партнерские программы с существующими банками.

Период вывода собственных банков автопроизводителей на российский рынок, похоже, закончился. Свои банки здесь имеют единичные компании. Оставшееся большинство производителей планируют пойти по пути кооперации.
Кирилл Лучкин, старший менеджер отдела продаж компании «Мазда Мотор Рус», заявил, что на данный момент планов по созданию собственного банка у компании нет. «Мы планируем развивать уже существующее партнерство с банками, -- уточнил он. -- В течение всего 2010 года мы отмечали рост кредитных продаж с 32% в 2009 году до 35% в 2010 году.
В компании Uz-Daewoo также сообщили, что не планируют в будущем открытие своего банка.
«Компания рассматривает сотрудничество с пулом банков как преимущество, которое позволяет максимизировать линейку финансовых продуктов и возможности выбора удобной формы оплаты, кредитования, страхования, -- считают в компании. -- По итогам 2010 года на российском рынке в кредит продано около 28% новых автомобилей Uz-Daewoo. Доля кредитных продаж в Петербурге превысила 36%».
Свой банк
Тем временем наличие собственного банка позволяет предлагать потребителям лучшие условия по кредитованию, что позволяет увеличить объем продаж и получать дополнительную прибыть от продажи банковского продукта.
Анна Морозова, председатель правления ООО «БМВ Банк», рассказала, что в 2010 году количество выданных банком кредитов увеличилось почти в 2 раза. Общий объем кредитного портфеля составил более 10 млрд рублей.
«БМВ Банк уже сегодня финансирует более 90% сделок по приобретению автомобилей BMW и MINI в кредит. В 2010 году, несмотря на существенный рост нагрузки на наш операционный департамент, мы смогли уменьшить среднее время рассмотрения кредитных заявок до одного рабочего дня», -- рассказала Анна Морозова.
История вопроса
Создание автопроизводителями собственных банков в РФ совпало с началом первичного насыщения рынка и экономическим кризисом. Получение автокредитов в этот период было затруднено: повышенные ставки, сложные условия получения кредита, огромное количество отказов. До кризиса в кредит продавалось до 50% всех автомобилей.
По словам Александра Конышкова, директора регионального центра «Северо-Западный» ЗАО «Райффайзенбанк», наличие у автоконцерна собственного банка -- это сложившаяся практика рынков Западной Европы и Америки. «Безусловно, такие банки, выходя на рынок автомобильного кредитования, имеют преимущество в своем сегменте перед универсальными банками. Банки автопроизводителей фактически монополизируют кредитование автомобилей собственного производства, так как имеют возможность предложить более привлекательные условия кредитования, поступаясь собственной маржей, в первую очередь за счет предоставления скидки на автомобиль и разработки других дотационных условий», -- говорит он.
По оценке специалистов Audi Russia, в настоящий момент наиболее разумным является одновременное использование и партнерских программ, и собственного банка. В Петербурге, по данным агентства «Автостат» и Комитета автопроизводителей, в 2010 году реализовано порядка 138 тыс. автомобилей.
Объем рынка составил около $3 млрд. Доля продаж в кредит достигла докризисного уровня 40-45% от всех проданных автомобилей.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты