Сумеречная зона

В кризис спрос на управленческий консалтинг не просто упал, но и изменил свою структуру. Теперь наибольший интерес вызывают краткосрочные проекты.

Если считать завершением кризиса достижение тех объемов производства, которые были до 2008 г., то Россия на сегодня из кризиса вышла, говорит одна часть экспертов. По мнению же другой части, если говорить о восстановлении докризисных темпов роста, то до желаемых результатов еще далеко.
«В этой связи для предприятий по-прежнему актуальны вопросы оптимизации основных и вспомогательных бизнес-процессов, систем управления, принципов организации производ­ственных операций и т.д.», -- говорит генеральный директор компании «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. Именно это сегодня и составляет значительную часть спроса на рынке консалтинговых услуг. Кроме того, по его словам, все больше предприятий осознают, что самим, без сторонней помощи, им в этом деле не обойтись. Хотя об ажиотажном спросе, конечно, речь не идет.
Все посчитать
Ситуация в управленческом консалтинге в кризис выглядела следующим образом. Спрос в первый год сохранялся скорее по инерции, чем по осознанной необходимости, считает старший менеджер департамента консалтинга АКГ «Развитие бизнес-систем» Мария Бутова. В 2009 г. он снизился до минимума. В 2010 г., когда бизнес стал говорить о выходе из пике, спрос тем не менее не восстановился.
«Бюджеты компаний на консалтинг закладывались еще в 2009 г., и при этом руководители исходили из того, чтобы минимизировать расходы», -- поясняет Мария Бутова. В результате существенно меньше стало проектов по разработке долгосрочных стратегий, но больше так называемых «рыночных» краткосрочных проектов по разработке бизнес-планов, например, для получения инвестиций.
Сегодня компании стараются более эффективно считать приходящие к ним деньги, полагает директор ООО «Учёт.ру», входящего в консалтинговый холдинг «Платонов и партнеры», Павел Боровков. Это способствует росту интереса бизнеса к внедрению различных финансовых инструментов.
Сегодня заказывают проекты очень глубокие, где требуется не просто концептуальное решение, а его детальная проработка и доведение до реального внедрения.
«Нынешний заказчик стал более требовательным, нежели был до кризиса, -- говорит Дмитирй Шустеряк. -- Подобные изменения приветствуются большинством консультантов, поскольку чем лучше клиент понимает, что он в итоге хочет получить, тем консультанту проще работать и больше вероятность, что результат будет».
Цена вопроса
Цена на услуги в управленческом консалтинге если и выросла после кризиса, то незначительно, говорят эксперты.
«Сейчас можно отметить отказ от демпинга, вызванного борьбой за заказчика в кризис, но при этом пока не сложились условия для роста цен», -- считает Мария Бутова. По ее мнению, хотя в последнее время и наблюдается восстановление спроса на управленческий консалтинг, но его величина в денежном выражении меньше докризисной, особенно если учесть инфляцию.
Павел Боровков более оптимистичен в своих оценках. На услуги в низких ценовых сегментах, где всегда идет жесткая конкуренция, динамика цен четко следует за показателем инфляции, считает он. В верхних сегментах нет каких-то определенных ограничений, и свои цены каждая компания-консультант определяет сама. Там происходит постоянный рост с некоторой стагнацией во время кризиса. В итоге, по оценке Павла Боровкова, в 2010 г. цены на разные услуги управленческого консалтинга могли вырасти от 10 до 50%.
Оценить объем рынка в целом сложно, поскольку финансовые показатели большинства компаний, работающих в этой сфере, не афишируются. Экспертные оценки варьируются от $15 млн до $30 млн.
Скептики
В целом же, если говорить о перспективах развития управленческого консалтинга в Петербурге, то некоторые эксперты отмечают слабую заинтересованность местного бизнеса в управленческих технологиях, а то и просто скептическое к ним отношение.
«Петербург отстает в этом вопросе не только от Москвы, но и от многих регионов, хотя там и меньшая капитализация бизнеса, -- рассказывает Павел Боровков. -- Например, в Екатеринбурге, Самаре, Волгограде или Новосибирске интерес собственников компаний к новым технологиям управления гораздо выше».
Однако эта ситуация будет меняться, если на федеральный уровень будет выходить больше компаний.