Мы за ценой не постоим

На ценовую политику аудиторов влияет много факторов: как долго компания работает на рынке, относится она к лидерам или находится в среднем эшелоне, в каком СРО состоит.

В настоящее время, отмечают аудиторы и аналитики, есть явная тенденция к перенасыщению рынка аудиторских услуг Петербурга. Причем увеличение зарегистрированных фирм происходит на фоне появления новых правил, которые изменили требования к обязательному аудиту. «Если раньше проверка была обязательна для организаций с объемом выручки более 50 млн рублей за предшествовавший отчетному год, то теперь -- от 400 млн.
По другому показателю, сумме активов бухгалтерского баланса, раньше было 20 млн рублей, теперь -- 60 млн», -- замечает Людмила Кузьмина, директор по аудиту аудиторской фирмы «Петербург Консультант». Это существенно уменьшает число компаний, которые должны проходить аудит. А следовательно, конкуренция даже среди тех, кто уже работает на рынке аудиторских услуг, должна усилиться. Но, похоже, новичков это не пугает.
Драться до последнего
Сегодня почти 90% рынка аудиторских услуг занимают средние и мелкие компании, считает генеральный директор компании «Дагз-консалт» Татьяна Рожкова. «Эта группа -- самая большая по составу участников, но при этом они получают очень незначительную долю выручки, -- говорит она. -- Компании этой группы работают в среднем и нижнем ценовом сегменте, и в настоящее время, чтобы сохранить за собой клиентов, порой отчаянно демпингуют». Из-за этого многие эксперты не рискуют называть минимальную стоимость аудиторских услуг.
Другие, например Анастасия Пескова, ведущий аудитор ООО «Аудиторская фирма «АПЕК», говорят о минимуме в 40 тыс. рублей. Ценовой потолок определить также непросто: высокооплачиваемые аудиторы работают с разным объемом информации и консультируют по различным аудиторским и юридическим направлениям. Однако если говорить о средних значениях, то речь может идти о ценах от 300 тыс. рублей до 1 млн. И столкнуться с ними можно скорее в крупных международных или российских аудиторско-консалтинговых группах, которые и делают самые большие деньги на рынке.
Впрочем на цены влияют и СРО, в которых должны состоять аудиторские компании.
«Внутри СРО существуют определенные ценовые рамки, сформированные в регионах, -- поясняет Татьяна Рожкова, -- и работать в режиме демпинга -- значит нарушать этические нормы в аудите».
Доверие как деньги
Есть еще один важный момент, влияющий на цены в аудите. По мнению Людмилы Кузьминой, в последнее время в деятельности аудиторских фирм доля услуг по проведению именно аудита снижается, а перечень сопутствующих услуг возрастает. Из-за этого часть аудиторов уходит из профессии, что влечет общее снижение профессионального уровня аудита.
Однако помимо стоимости услуг не менее важно доверие к аудиторской фирме По словам Анастасии Песковой, клиенту важно выяснить профессиональную компетенцию руководителя компании-аудитора. Татьяна Рожкова советует проверить все правоустанавливающие документы и их соответствие требованиям закона «Об аудиторской деятельности», проверить членство в СРО (с 2010 г. это обязательное условие для работы аудиторов).