WWWыбор России

Последние атаки на Живой журнал, исчезновение компрометирующих изображений из результатов поиска «Яндекса», а также активное использование Интернета главными политиками страны наводят специалистов на мысль о том, что за год до выборов в России разгорелась битва за контроль над виртуальным пространством.

Цензура
Последние 2 недели интернет-сообщество провело под страхом цензуры. Началом кризиса стал отказ «Яндекса», крупнейшего российского поисковика, индексировать скандальные плакаты с упоминанием партии «Единая Россия».
Представитель компании объяснила случившееся техническим сбоем, но доверие блогосферы было окончательно подорвано. «Введите, например, запрос «милиция» в картинки «Яндекса» и «Гугла». Разница бросается в глаза. И тут уже не получится объяснить чисто техническими причинами, как это было в недавнем скандале, когда «Яндекс» поймали на совершенно неадекватной выдаче по актуальным политическим запросам», -- рассказывает самый популярный российский блогер teh-nomad.
«Увы, технический сбой в сервисах «Яндекса» интерпретируется как акт цензуры не в первый раз сторонниками самых разных партий и точек зрения. Мы понимаем, что подозрения рождаются легко, а рассеиваются долго...» -- объяснил руководитель мультимедийных поисков «Яндекса» Дмитрий Беляев.
Кибератаки
Масло в огонь подлили неизвестные накануне 31 марта и позже, спустя неделю, когда были организованы DDos-атаки на самый популярный блог-хостинг -- Живой журнал, который всякий раз надолго выходил из строя.
Блогеры сразу увидели в случившемся политическую подоплеку -- «несогласные» традиционно координируют свою работу накануне 31 числа через ЖЖ. «Несомненно, это связано с политикой. Я полагаю, что цель атаки -- Навальный...» -- рассказывает самый популярный петербургский блогер fritz-morgen.
Многие рассматривают случившуюся атаку как репетицию возможностей и вспоминают про глушилки, которые когда-то мешали слушать «Голос Америки» и радио «Свобода». «Интернет постепенно становится серьезным инструментом политической борьбы. DDoS-атака на ЖЖ, которая фактически парализовала этот ресурс на несколько дней, выглядит как своего рода тренировка. Вполне вероятно, что заказчики атаки планируют полное обрушение ЖЖ во время пика избирательной кампании 2011-2012 годов», -- считает российский политический деятель Илья Яшин.
При этом политологи напоминают о явной связи между недавними революциями в Ливии и Египте -- там Интернет использовался как инструмент для координации повстанцев.
Пресс-секретарь же президента Наталья Тимакова назвала такое мнение абсурдным и напомнила, что Дмитрий Медведев сам пользуется ЖЖ. Собственно, следующий пост в своем блоге президент посвятил именно кибератаке: «Как активный пользователь ЖЖ считаю эти действия возмутительными и незаконными. В том, что случилось, должны разобраться и администрация Живого журнала, и правоохранительные органы».
Впрочем, другие политики отреагировали еще резче, назвав случившееся очередной провокацией. «На следующий день оппозиция будет обвинять Путина в том, что это он лично запустил DDoS-атаку на livejournal.com», -- написал с сарказмом в своем микроблоге депутат Константин Рыков.
«Напряженность, несомненно, есть. Кашин вот по­страдал (имеется в виду Олег Кашин, журналист, популярный блогер и автор книги «Роисся вперде», жестоко избитый в ноябре 2010 года). Мне на днях неизвестные доброжелатели разбили несколько окон в автомобиле...» -- считает fritz-morgen.
Власть&блогосфера
Политологи подчеркивают, что в России взаимоотношение власти с Интернетом началось еще на заре блогов.
«В 2003 году Глеб Павловский одним из первых начал активно заниматься продвижением политических партий в Интернете», -- рассказывает политолог, профессор СПбГУ Дмитрий Гавра. По мере роста активности интернет-аудитории политики использовали Сеть для своих политических целей все чаще и чаще.
Однако не все попытки построить диалог с блогерами заканчиваются удачно. Некоторые политики начали с простого -- стали заводить официальные странички, создавать аккаунты в микроблогах. При этом важно было лишь их наличие, но не качество.
Например, 1 ноября 2010 года была предпринята попытка создать аккаунты всех членов думской фракции «Единая Россия» в социальной сети «Вконтакте». Все профили завел молодой депутат Роберт Шлегель. Однако коллеги Шлегеля восприняли инициативу молодого депутата без энтузиазма -- за редким исключением аккаунты единороссов так и остались неактивными.
Чуть лучше ситуация обстояла с региональными представительствами. Некоторые области открыли свои официальные страницы в Сети, а на прошлой неделе Валентина Матвиенко также объявила о создании странички Петербурга. Однако вместо новостей города и информационного контента на страничке будут располагаться фотографии представителей Петербургской власти «без галстуков».
Можно утверждать, что пока лишь наблюдаются побочные эффекты такой политики. На страницах приходится вводить цензуру, так как блогеры не могут упустить возможность написать жалобу или свое мнение относительно власти. Впрочем, и нет огромной толпы желающих получать новости от официальных властей: самый раскрученный в Сети регион -- Ивановская область имеет чуть более 3 тыс. подписчиков при количестве жителей более миллиона. Примечательно, что на страничку под названием «Группа людей, которых тянет заржать во время серьезного меро-приятия» подписано более 700 тыс. человек.
Предвыборная кампания
«После выборов президента США Обамы, когда большая часть предвыборной кампании проходила именно в социальных сетях, стало очевидно, что Интернет -- не просто интересная платформа, это тренд. Поэтому крайне интересно увидеть, как будет проходить предвыборная гонка теперь», -- считает Дмитрий Гавра и напоминает о недавних революциях в Каире и Тунисе, когда повстанцам удавалось координировать движение через Twitter.
Очевидно, что политики всерьез воспринимают социальные сети как один из мощных инструментов на предстоящих предвыборных гонках. «Сейчас мы все станем свидетелями того, как в Рунете начнется предвыборная гонка, -- рассказывает один из самых популярных микроблогеров Евгений Козлов. -- Разумеется, наша страна уже проходила это в прошлом, но уже сейчас можно с уверенностью сказать -- предвыборная кампания 2012 года обязательно будет проходить в Интернете».
По мнению Козлова, в этом нет ничего плохого: «Здесь сложнее говорить людям неправду и оказывать давление. Многие вещи работают по-другому».
Этим можно объяснить и предпринимающиеся попытки наладить диалог власть -- блогосфера. Многие опрошенные «ДП» блогеры подтвердили: представители администрации не раз организовывали встречи с самыми активными представителями блогосферы. «Меня приглашали на встречи с политиками. Я соглашаюсь встретиться, мне интересно познакомиться лично с людьми, которые занимают высокие позиции в руководстве страны, узнать, что они думают по разным вопросам и как относятся к интернет-составляющей нашей жизни», -- рассказывает Евгений Козлов.
Не все блогеры идут на диалог. Журналист Александр Плющев, к примеру, такие встречи игнорирует: «Какие-то встречи организовывались и организовываются, но предлагалось ли там сотрудничество, я не знаю, я не был ни на одной такой. Мне кажется, предлагать можно то, в чем сам заинтересован, а никакой заинтересованности я не вижу».
Один из блогеров-тысячников на условиях анонимности также рассказал, что представители администрации президента интересовались, будет ли он поддерживать предстоящую предвыборную кампанию. Денежные вознаграждения не предлагались, добавил блогер.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты