Рынок лодок выбирается с мели

Финансовый кризис накрыл рынок новых яхт и катеров в Петербурге. Продажи недорогих катеров просели в 2 раза, а вот спрос на дорогие яхты упал не так значительно.

В Северной столице представлены практически все известные мировые марки лодок. Наиболее прочные позиции удерживают мультибрендовые дилеры: Nord Star (дилер Princess, Aquador и др.), «Трейд-Марин» (Azimut, Beneteau и др.), московская AG MARINE (Fairline, Sea Ray и др.). Также к заметным игрокам можно отнести еще с десяток: «Панавто», «Питер-Марин», «ХТ-Марин» и др.
Власть «Принцессы»
«Princess -- явно доминирующий бренд, он перекрывает все», -- уверяет Александр Галкин, бренд-менеджер морского агентства Nord Star. По его оценкам, по количеству проданных лодок его компания контролирует 70% петербургского рынка, 15% -- у «Трейд-Марин», 10% -- у всех остальных, еще 5% -- это серые дилеры моторных яхт Princess.
«Как правило, подержанные лодки Princess не подходят для российского потребителя. Есть такое понятие для лодки, как russian edition -- это максимум того, что можно в нее запихнуть (кондиционеры, различные опции). В Европе люди считают деньги и стараются быть скромнее. Поэтому когда б/у лодка приходит в Россию, то она часто «пустая», -- объясняет Александр Галкин.
Конкуренты Nord Star усомнились в том, что эта компания контролирует 2/3 рынка, вместе с тем подтвердили ее позиции лидера. Определить в абсолютных величинах ее долю рынка они затруднились.
Встали с мели
В 2009 г. кризис дал о себе знать сильно, продажи катеров упали наполовину. В результате 30% продавцов ушли с рынка, говорит владелец компании «Питер-Марин» Владимир Дашичев. По его оценкам, в 2010 г. в Петербурге было реализовано порядка 100 катеров, что на 20% больше, чем в провальном 2009 г. «Народ отошел от кризиса, также сказалось жаркое лето», -- считает он.
Продажи роскошных яхт традиционно стабильны. «Это большие капиталовложения, и если человек шел к таким инвестициям, то кризис не смог повлиять на его планы. Тем более что дилеры предлагали скидки до 15-20%», -- говорит Александр Галкин. По его словам, в 2010 г. продажи в его компании закрылись на уровне докризисного 2007 г. и в этом году интерес к лодкам продолжает расти.
Он добавляет, что за последние 3 года яхтенная инфраструктура сделала качественный рывок вперед. «Для Петербурга уже не стоит проблема, где заправлять и хранить лодку. Это, безусловно, способствует росту рынка», -- убежден эксперт.
Веселые картинки
Одним из последствий финансового кризиса стало то, что в салонах осталось в наличии мало яхт и катеров. Компании берутся привезти лодки преимущественно под заказ. «Чтобы компании выставить на продажу несколько лодок, необходимо на неопределенный срок заморозить сотни тысяч долларов. Однако сегодня такие риски готовы нести не все. Поэтому основная масса лодок сейчас продается по каталогу. Опять же к такой форме покупок россияне пока еще не привыкли», -- отмечает Владимир Шелехин, региональный директор «Панавто» в Петербурге.
По его словам, срок доставки судна со стока зарубежного производителя может занять 1-2 месяца, изготовление индивидуальной комплектации -- 2-4 месяца, однако, если это металлическая яхта (длиной более 13 м), может потребоваться год.
Лодки разных стран всегда отличались друг от друга: сильными чертами американцев можно назвать скорость и комфорт, в то время как европейцы более склонны к дизайну и практичности, особенно верфи стран Северной Европы.
«Что касается предпочтений петербуржцев, то у нас в равной степени продаются и французские рыболовные катера Jeanneau, и американские прогулочные Four Winns», -- добавляет Владимир Шелехин. В линейке катеров Jeanneau (в сегменте небольших катеров до 10 м) большой популярностью пользуются рыболовные катера Merry Fisher стоимостью от 1,5 млн рублей. Прогулочные американские круизеры Four Winns стоят в 2 с лишним раза дороже -- от 3,5 млн рублей.
Российский ответ
Среди отечественных производителей есть сильные игроки, чьи лодки составляют конкуренцию импортным. Это продукция петербургских компаний «Лаки Верфь» и «Силвер», казанской верфи «Вельветте Марин».
«Их лодки менее прихотливы и отлично подходят для Ладожского озера с каменистыми берегами, так как имеют алюминиевый корпус и с этой точки зрения прочнее. Импортные лодки обычно идут с пластиковым корпусом, который в целом не уступает алюминиевому по своим прочностным характеристикам, и в таких яхтах находиться внутри комфортнее», -- говорит Владимир Шелехин.
По словам Владимира Дашичева, отечественные катера целиком занимают низший ценовой сегмент, там, где нет иномарок, до 300-400 тыс. рублей. В среднем сегменте их доля 30%, среди дорогих катеров -- не более 5%.