Потенциал без границ

Вторичный рынок -- стартовая площадка для начина­ющих яхтсменов. Радужные перспективы этого рынка эксперты связы­вают с возможной отменой таможенных пошлин.

Карьеру мореплавателя, как правило, начинают с маленькой лодки, неважно, парусная это яхта или моторный катер. Потом, по мере «взросления», постепенно переходят на суда побольше, учитывая, конечно, и другие характеристики.
«В среднем катер меняют раз в 5-10 лет, яхта служит своему владельцу дольше», -- отмечает Сергей Тимошков, директор ОАНО «Санкт-Петербургские Морские Классы».
Цена ниже, выбор шире
Человеку, который определился с решением о покупки своего первого судна, эксперты рекомендуют обратить внимание в первую очередь на вторичный рынок. Лучше всего, если выбор падет на модель массового производства. Это облегчит ее обслуживание и позволит оценить рыночную стоимость при последующей продаже.
Веский повод покупать на вторичном рынке -- цена. Новое судно, бывшее в эксплуатации 3 года, к следующему владельцу уходит со скидкой около 30%, потом цена падает медленнее. Еще одно достоинство вторичного рынка в том, что его предложение шире, чем на первичном рынке.
Лодка, выставленная на вторую или даже третью продажу, если находилась в хороших руках, прошла модернизацию, может конкурировать по техническим характеристикам и комфорту со своими новыми аналогами. По сравнению с теми же автомобилями маломерные суда гораздо дольше остаются актуальными как физически, так и морально. Конечно, все зависит от содержания и ухода за лодкой. Например, в Центральном речном яхт-клубе базируется яхта «Миримее», которой в прошлом году исполнилось 100 лет, и она до сих пор на ходу.
Найти отличия
Владимир Дашичев, генеральный директор компании Peter Marin, наблюдает оживление на вторичном рынке, в прошлом году удачным продажам помогла жаркая погода. По его же наблюдениям, дела на первичном рынке обстоят намного сложнее.
«Во вторичку я пришел из первичных продаж, -- рассказывает Владимир Дашичев. -- Сначала я взял дилерство новых катеров, Chaparral (США), но продажи не шли. Стоящие рядом катера, новый и б/у, почти ничем не отличались друг от друга, и мне было трудно объяснить покупателям, почему один из них, тот, который продавал я, стоит намного дороже».
Снять ограничения
По словам главного редактора журнала «Катера и яхты» Андрея Великанова, в России зарегистрировано около 1 млн судов, это меньше, чем в одном штате США -- Флориде или Калифорнии. Высокий объем американского рынка обусловлен тем, что много техники приобретается в кредит, в России, как правило, покупают за наличные деньги. В денежном исчислении объем российского рынка эксперт оценивает в $30 млн, или 22 млн евро. Для сравнения: стагниру­ющий рынок Германии имеет оборот около 1 млрд евро, до кризиса же его показатели составляли около 3-4 млрд евро.
По мнению Андрея Великанова, присоединение России к ВТО даст толчок к развитию вторичного рынка: недорогие б/у катера и яхты хлынут потоком. Сейчас такой поток тормозит ввозная таможенная пошлина в размере 42%.