Испытание ветром и волной

Экзамен на звание капитана принимает сама жизнь: права судоводителя получить несложно, гораздо сложнее научиться управлять лодкой в любых условиях.

Настоящий капитан должен не только уметь управлять судном, но и быть дальновидным руководителем, тонким психологом, а еще поваром, врачом, сантехником, маляром -- словом, уметь делать все.
Вот почему обучающиеся азам управления яхтой, даже получив базовые документы, чаще всего не останавливаются на достигнутом и продолжают повышать уровень своего мастерства.
Сам себе капитан
В первую очередь необходимо понимать, для каких целей человек проходит обучение. Чаще всего -- чтобы иметь возможность арендовать яхту за границей и исследовать красоты незнакомой страны с воды.
Чтобы взять в аренду яхту за рубежом, необходимо иметь международные права по английскому (RYA) или американскому (IYT) стандартам. Например, в Петербурге международные сертификаты выдают «Морское агентство TrySail», «Клуб парусных экспедиций 60°N», «Санкт-Петербургская международная яхтенная школа». С теорией учеников знакомят на базе в Петербурге, а для практических занятий отправляют за границу.
«По аналогии с автошколой мы сначала даем 60 часов теории, затем проводятся двухнедельные практические занятия на нашей базе в Турции», -- рассказывает о ходе обучения Наталия Печникова, специалист «Морского агенства TrySail». Теоретический курс в школе стоит 33 тыс. рублей, практика -- 600 евро в неделю, не включая цену авиабилета и питание. За время обучения ученикам даются навыки управления лодкой, швартовки, настройки парусов, общения по радиосвязи, маневров спасения человека за бортом.
Важно отметить, что на территории России сертификаты RYA и IYT будут недействительны.
«У нас в стране с получением необходимых документов все сложно, -- отмечает Александр Подсветов, старший инструктор «Клуба парусных экспедиций 60°N». -- На яхты, зарегистрированные как спортивные, права должно выдавать Министерство транспорта, а прогулочные суда находятся в ведомстве Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС». При этом с технической точки зрения прогулочные и спортивные суда ничем не отличаются друг от друга: одно и то же судно может быть признано и прогулочным, и спортивным.
«В ГИМС нет своих программ подготовки: нельзя пойти в ГИМС и обучиться управлению парусным прогулочным судном. Нужно сначала получить права на управление спортивным парусным судном в Министерстве транспорта, обратившись для этого в Морскую квалификационную комиссию. Но для того, чтобы вас там приняли, необходимо иметь справку об окончании учебного заведения», -- рассказывает о системе получения прав Сергей Тимошков, директор ОАНО «Санкт-Петербургские мореходные классы». Для того чтобы управлять судном, придется выполнить три требования -- сдать теорию, практику, а также выполнить «плавательский ценз» (первая ступень -- не менее 200 морских миль).
Проверка знаний
Большинство бывалых моряков сходятся во мнении, что после непродолжительного обучения выходить самостоятельно в открытое море -- дело небезопасное. «В море никто не спрашивает, какой у тебя диплом -- английский или американский. И нужно различать два понятия -- реальные умения человека и получение официального документа. Любой диплом -- это формальность. Когда выходишь в море, важно только то, умеешь ли ты действительно управлять судном», -- считает Сергей Тимошков.
В частности, поэтому в задачи его организации входит обучение по определенным программам на выполнение российских государственных требований, но с упором на практическую часть. По окончании занятий (около 180 часов) человек может обратиться в Морскую квалификационную комиссию и получить российские права на управление яхтой -- диплом яхтенного рулевого (удаление от берега 50 миль), а впоследствии -- диплом яхтенного капитана прибрежного плавания (200 миль) или яхтенного капитана дальнего плавания (без ограничений).
Яхтинг -- детям
В Петербурге существуют не только взрослые, но и детские яхтенные школы. Так, например, традиции парусного спорта возрождают в спортклубе «Парусник», где разработаны специальные обучающие методики для юных моряков.
Зимой дети занимаются в спортзале и бассейне, изучают теорию и катаются на буерах по льду. Стоимость зимних занятий, включающих три-четыре тренировки в неделю, -- 3000 рублей в месяц, летние тренировки уже на настоящих яхтах обойдутся в 5000рублей в месяц.
Существует возможность увеличить количество тренировок в 2 раза: в режиме городского лагеря занятия проходят по 3 часа -- до и после обеда.