Чтобы кинуть камень в болото

Шум по поводу вручения арт-группе «Война» премии «Инновация» за акцию «Х… в плену у ФСБ» не утихает. Это говорит о том, что все произошедшее не случайно.

Мне кажется, эта премия проверяет аудиторию на несколько качеств: на чувство юмора, на понимание современного искусства. Во всем мире существует искусство акционизма. Оно существовало и у нас в 1920 годы, при тоталитарном режиме полностью прекратилось, но в 1990 годы очень активизировалось в работах Кулика, Бренера, в 2000-х -- в работах группы «Синие носы».
Искусство не удовлетворяется уже музейным или галерейным пространством. Помните Маяковского: «Улицы -- наши кисти»? Во всем мире это было развито в 1950-1960 годы, очень крупные художники устраивали акции и за, и против, но в основном, конечно, акции протеста. В Нью-Йорке, Вене. И против вьетнамской войны, и против конкретных политических деятелей. Надо сказать, что это во всем мире воспринимается как реальность, как норма. И никакому вменяемому политику не приходит в голову обижаться и подавать запросы в думы, сенаты и другие организации.
Вообще, хулиганство это или не хулиганство -- вопрос вне той сферы, о которой я хочу говорить. Не хулиганство ли определенные заявления определенных политических деятелей или это высокое политическое искусство? Это не тот уровень разговора.
Если вернуться к акции, то я не считаю это произведением на века. Но что оно войдет во все анналы акционизма -- это точно. Потому что это хорошо придумано, хорошо реализовано, отвязно, остроумно и выражает мнение молодежи по поводу определенного застоя в городской жизни. Кроме того, это вечная традиция, о которой писал еще Бахтин, -- средневековая низовая культура. В Средневековье показать кое-что, то, что называется телесным низом, было частью карнавальной культуры.
Если мы вспомним Пушкина, у него есть такие строки: «Опершись ж… о гранит, сам Александр Сергеич Пушкин с мосье Онегиным стоит. Не удостаивая взглядом твердыню власти роковой, он к крепости стал гордо задом: не плюй в колодец, милый мой». Стать к власти задом -- это тоже карнавальная традиция, всегда присутствующая в неподцензурной культуре. Здесь совпали борьба с предполагаемым небоскребом и известный жест в сторону власти, который в общем-то не носит обидного характера. Не надо воспринимать это персонально.
Акционизм, особенно у нас, если его пинать, клеймить и привязывать только к употреблению бранных слов, как это хочет сделать кое-кто в Общественной палате, просто уйдет в уличный протест, в уличную панковскую протестную анархическую среду. Пока еще это акция на территории современного искусства. Вот акция с переворачиванием автомобилей -- уже нет. Но учтите: на смену «Войне» придут другие группы. Тем более глупо это давить, не пущать и клеймить. И потом, у нас столько художников, писателей, режиссеров, которые к любой власти готовы повернуться личиком, что те, кто поворачивается другими местами, тоже имеют на это право.
Зачем существует уличное искусство? Чтоб кинуть камень в болото, чтобы что-то оживить. Смысл его не в том, чтобы попасть в музеи, выставочные залы. Когда-нибудь это (как документация), может быть, пойдет. Но бороться с этим при помощи Уголовного кодекса неразумно и смешно. Это непонимание природы современного искусства, которое во многом построено на провокации.
Я был среди членов экспертного совета, которые согласились с этим выдвижением на премию. Главное -- что тогда мы привлекли внимание к «Войне», потому что кто-то из ее участников сидел в тюрьме.
Преувеличивать значение акционизма не надо, но и преуменьшать тоже не стоит. Всегда была неподцензурная смеховая, очень часто провокативная, очень часто неприличная с точки зрения нормы культура в России. Но ее гонители часто оказывались в смешном положении.
Ни одному представительному органу в мире не придет в голову ставить вопрос о том, что уличные художники написали что-то про Берлускони или Евросоюз. Все побоятся показаться смешными.
Самой умной реакцией на работу арт-группы «Война» был бы смех.
Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея