В перспективе пока монотонность

Компании-арендаторы станут больше внимания уделять расположению и качественным характеристикам объектов, а управляющие компании -- реже идти на скидки.

По данным аналитиков VMB TRUST, в начале прошлого года отмечалось некоторое снижение арендных ставок, однако уже во второй половине 2010 г. ставки стабилизировались и в некоторых объектах даже выросли на 5-7%.
Впрочем, эксперты отмечают, что коррекция ставок не была равномерной. По данным NAI Becar, в зависимости от местоположения, заполняемости объекта ставки могли уменьшаться на 10%. В бизнес-центрах, заполненных на 60%, изменение арендных ставок зависело от политики собственника.
Скидки свернут?
Крупным арендаторам предоставляются дополнительные услуги. Например, большее количество мест на парковке по льготным ставкам, дополнительные условия по клинингу объекта, услуги секретарей, дополнительное количество кВт электроэнергии на офис, возможность привести свою телекоммуникационную компанию.
Впрочем, в некоторых компаниях отмечают, что начался процесс постепенного сворачивания бонусных программ. «Несмотря на это, получить скидки от собственника и сейчас вполне возможно, особенно если речь идет о новом бизнес-центре, где есть большое количество пустующих площадей, -- считает Александра Смирнова, руководитель отдела офисной недвижимости ASTERA. -- Льготный период аренды в ряде случаев может составлять до нескольких месяцев, среди особых условий также сокращенный депозит, ремонт в счет арендной платы». В LCMC добавляют, что в среднем до сих пор в процессе переговоров возможно снизить ставку аренды на 7-20%.
Большие планы
Требования арендаторов остались прежними -- небольшие офисы, отделка за счет арендодателя и ставки исключительно в рублях.
«Если в 2009 году арендаторы в 80% случаев были ориентированы на величину ставки и только в 20% -- на локацию, то на данный момент их больше интересуют качественные характеристики предложения», -- говорит Дмитрий Абрамов, генеральный директор ОАО «БТК девелопмент». Эксперты все же ожидают увеличения спроса со стороны крупных компаний. «Год назад мы проводили опрос крупных компаний, в результате которого выяснилось, что компании еще не готовы увеличивать траты на недвижимость, однако значительное число компаний (42%) планировало увеличение численности персонала, -- рассказывает Владислав Фадеев, руководитель отдела маркетинга департамента консалтинга GVA Sawyer. -- Как следствие, уже с лета 2010 года арендные ставки стали расти. Многие компании при этом увеличили траты на офисы, причем не вынужденно (за счет роста ставок), а добровольно, за счет расширения. Результаты текущего опроса показывают, что теперь компании в меньшей степени планируют набор персонала, однако уже около 20% респондентов планируют расширение офисов». В среднесрочной перспективе стоит ожидать ротации арендаторов, но не массовой, как в момент кризиса, а более умеренной, в соответствии с темпами роста рынка.
Монотонный год
2011 год также предвещает прошлогоднюю монотонность на рынке офисных площадей.
«В среднем рост ставок будет в пределах 5-10%. Где-то он может быть и выше, но только в том случае, если проекты выходили на рынок в разгар кризиса с очень низкой ценой, -- говорит управляющий партнер компании «АйБи ГРУПП» Сергей Игонин. -- Но инфляция и рост коммунальных платежей перекроют этот рост. Поэтому доходность объектов будет снижаться».
В Colliers International считают, что из-за ограниченного предложения и постепенного роста объема поглощения последует плавное снижение доли вакантных площадей на рынке -- до 12% к концу 2012 года, что повлияет на рост арендных ставок.