Побеждать в любой ситуации

Уходя из большого спорта, петербургская баскетболистка Ирина Рюхина вложила 500 тыс. рублей в организацию агентства ООО «АСП», предоставляющего услуги спортивных психологов.

Ирина Рюхина, мастер спорта международного класса, двукратная чемпионка Европы среди молодежи, участница чемпионата мира -- 2007 в составе сборной команды России и т.д. после ухода в 2009 году из большого спорта, как и многие спортсмены, думала о вложении собственных средств.
Вместо распространенного среди спортсменов общепита, производства одежды и т.д. она взялась развивать новую нишу. На тот момент в Петербурге самостоятельно работали несколько спортивных психологов, в том числе выпускники кафедры спортивной психологии психологического факультета СПбГУ. Однако собраться в ассоциацию, чтобы работать сообща, им не удавалось. Ирина Рюхина вложила в начало бизнеса 500 тыс. рублей, пригласила в штат пять спортивных психологов (остальные привлекаются по контракту) и приступила к работе. Офис компании расположился в галерее «Квартира Алексея Сергиенко», принадлежащей бизнесмену и художнику Алексею Сергиенко, который в дальнейшем, так же как и Ольга Горохова (бывшая баскетболистка, мастер спорта международного класса), стал совладельцем компании.
Золотое время
Работа спортивного психолога со спортсменом может быть экстренной (во время соревнования) и сопроводительной (после окончания сезона психолог сразу начинает готовить спортсмена к новому сезону). «Главная задача -- научить спортсмена побеждать в любой ситуации», -- отмечает Ирина Рюхина. По ее словам, за рубежом спортивный психолог введен в тренерский штат, для России же это пока экзотика.
«Рынок только начинает формироваться -- на спорт делает ставку государство, спорт становится модным. Сейчас золотое время, когда можно выйти на этот рынок», -- уверена Ирина Рюхина.
Она внимательно изучила европейский и американский опыт, в частности работу Agency sports psychology в США.
Спрос
Компания ориентируется в основном на людей, которые идут в спорт ради высоких достижений. Однако особенность заключается в том, что спортсмены туда попадают зачастую из массового спорта, особенно это касается детей, чьи родители активно обращаются в компанию. За все время в нее обратилось более 100 человек. Кроме частных клиентов компания поддерживает связь с иностранными олимпийскими комитетами: Армении, Азербайджана, Украины, работает с Финляндией. Продвигать услугу помогают участие в выставках («Я выбираю спорт» и т.д.), общение со спортивными федерациями, а также социальные сети и сайт.
Глава компании «Evolution -- спортивный консалтинг» Тимур Беставишвили отмечает, что услуги спортивного психолога востребованы пока только в области большого спорта. «Без этого в большом спорте невозможно выступать ни одиночникам, ни командам. Но возможен выход и на рынок массового оздоровительного спорта, это вообще непаханое поле, на котором тоже можно что-то придумать», -- говорит он.