Рынок снова катится в гору

Коммерческий транспорт востребован всеми видами бизнеса. Поэтому рост рынка автолизинга происходит постепенно, в зависимости от того, как оживают те или иные отрасли.

Российский рынок автолизинга упал в 2009 году синхронно с мировым рынком автолизинга.
Объем новых сделок сократился вдвое, и автопроизводители наравне с лизингодателями не ожидали, что 2010 год принесет значительное оживление на рынке автолизинга.
Но в итоге ситуация оказалась более радужной. Уже в I квартале 2010 года темпы восстановления спроса по лизингу коммерческого автотранспорта превысили показатели других сегментов.
«В 2010 году лизинг автотранспорта вошел в число лидирующих сегментов: объемы выросли в десятки раз», -- говорит генеральный директор консалтингового агентства «Территория лизинга» Оксана Солнышкина. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2010 году на лизинг грузового транспорта пришлось 9,9% объема всего нового бизнеса компаний, на легковые автомобили -- 9,4%.
Перспективы роста
В Петербурге катализаторами роста в сегменте коммерческого автотранспорта в 2010 году стали восстановление рынка грузоперевозок, развитие торговли, проведение городского конкурса на осуществление городских пассажирских перевозок.
В структуре портфеля лизинговых компаний коммерческий транспорт занимает большую долю. Так, в «ПН-лизинг» на этот сегмент приходится 34% всех договоров, в ГК «Балтийский лизинг» -- 42%, у ГК «Интерлизинг» -- 35%.
Уже сейчас лизингодатели дают весьма оптимистичные прогнозы на 2011 год.
«За 2 месяца в 3 раза выросла сумма заключенных договоров по легковому и коммерческому транспорту, -- подтверждает ведущий специалист отдела лизинга автотранспорта ГК «Балтийский лизинг» Юлия Кувшинова, -- это связано с оживлением малого бизнеса, потребностью новых мощностей для развития». Отдельно она отмечает увеличение лизинговых заявок от строительных организаций, что косвенно подтверждает стабилизацию и в этой отрасли.
«Оценивая первые 2 месяца, можно сказать, что число обращений по вопросам приобретения коммерческого автотранспорта увеличилось примерно в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», -- говорит генеральный директор компании «ПН-Лизинг» Роман Маланин.
Новый поворот
Лизинговые компании отмечают, что, когда российская экономика начала выходить на докризисный уровень, предпочтения клиентов при выборе автотранспорта несколько поменяли свою направленность.
Во-первых, снизилась стоимость. По словам Юлии Кувшиновой, если в 2007-2008 годах основной сегмент приобретаемых в лизинг автомобилей находился в диапазоне 2-2,5 млн рублей за единицу, то сегодня средняя стоимость составляет 1-1,5 млн рублей.
Соответственно цене поменялись и марки автомобилей: сегодня спрос больше на автомобили среднего класса.
Кроме того, в «ПН-Лизинг» отмечают, что в 2010 году произошло перераспределение долей внутри категории «транспорт». Если в 2009 году легковые автомобили занимали в портфеле первое место с долей 18%, то в 2010 году на ведущее место вышли грузовики с 19% портфеля, а доля легкового транспорта уменьшилась до 9%, чего никогда не случалось раньше. Доля автобусов при этом выросла с 4 до 6%.
В 2011 году тенденция сохраняется: доля заявок на грузовые автомобили составляет 28% против 17% на легковой автотранспорт. «Это связано с восстановлением грузоперевозок в регионе и активизацией спроса на новые грузовики», -- поясняет Роман Маланин.
В группе компаний «Интерлизинг» отмечают, что в сегменте лизинга коммерческого автотранспорта в 2010 году основным спросом пользовались седельные тягачи и такая структура спроса сохранится и в 2011 году.
Ближе к клиенту
За последние 2 года из-за необходимости адаптироваться к непростой экономической ситуации условия лизинга были скорректированы.
«Оценка риска лизинговой сделки стала более тщательной и скрупулезной», -- рассказывает Юлия Кувшинова, отмечая, что при этом одобрение сделки происходит более оперативно по сравнению с 2009 годом.
При выборе лизинговой компании особое внимание клиент обращает на размер аванса и процент удорожания. В целом по рынку сейчас наблюдается тенденция к снижению первоначального взноса.
«Это связано с восстановлением спроса на технику, -- поясняет начальник отдела организации продаж ГК «Интерлизинг» Вячеслав Спиров. -- С одной стороны, возможностей для реализации автомобилей на вторичном рынке стало гораздо больше, с другой -- цены на новую технику неуклонно растут».
Гибкие программы
В 2010 году за счет снижения банковских ставок по кредитам лизинговым компаниям удалось снизить удорожание до докризисного уровня 6-10%.
Также стало появляться больше специальных программ, более гибких и более привлекательных для клиентов.
Например, компания «ПН-Лизинг» недавно предложила новый продукт для малого и среднего бизнеса, основным преимуществом которого является сниженная ставка удорожания -- от 5,5% -- и более продолжительный срок лизинга -- до 4 лет.
Дальнейшее изменение условий предоставления транспорта в лизинг будет зависеть от наличия доступного финансирования для лизинговых компаний.
Правда, о возвращении к скоринговым программам (стандартизированным продуктам с упрощенной процедурой принятия решений) говорить пока рано, но при благоприятных условиях ставки удорожания будут снижаться, и программы лизинга станут доступны для большего числа предприятий.