Холдинг Rail Garant заплыл в порт Мууга

Россия продолжает восстановление своих позиций в зарубежных портах Балтики. Оператором нового контейнерного терминала в порту Мууга станет российский холдинг Rail Garant.

Совет Таллинского порта (Tallinna Sadam) подвел итоги тендера по выбору оператора для развития нового терминала в порту Мууга. Победил российский холдинг Rail Garant, один из крупнейших в стране операторов железнодорожных перевозок. В конкурсе также участвовала эстонская компания Transiidikeskus AS, развивающая свой терминал в Мууге -- Muuga CT. Transiidikeskus AS собирается опротестовывать результаты тендера.
Место для цистерн
Rail Garant собирается построить в Мууге контейнерный терминал по перевалке танк-контейнеров (цистерн) с химическими грузами мощностью 360 тыс. TEUS в год. Объем инвестиций не определен, по мнению экспертов, речь идет о сумме около 60 млн евро.
В Rail Garant надеются, что новый терминал в Мууге будет играть ключевую роль в новом проекте холдинга по обслуживанию потока танк-контейнеров из ЕС в Россию, реализуемом совместно с крупным европейским железнодорожным оператором -- Hoyer (Швейцария).
Через 5 лет новый терминал компания планирует использовать и как дополнительную площадку для экспортных грузов, объясняя это нехваткой в будущем портовых мощностей в российских портах на Балтике.
Туманные перспективы
Аналитики скептически относятся к перспективам нового проекта, указывая, что дефицита контейнерных мощностей в портах Балтики нет. Так, указывает директор по развитию ИАА «Портньюс» Надежда Малышева, контейнерные терминалы развиваются в порту Петербурга и в Усть-Луге, также заявлен проект по строительству крупного контейнерного терминала в Бронке мощностью до 2 млн TEUS в год.
При этом новый терминал сможет оттянуть на себя часть грузопотока других терминалов, а при сопоставимых условиях перевозки и более комфортном сезонном режиме порта Мууга вполне может стать рентабельным проектом, считает начальник аналитического отдела ИК «Энергокапитал» Александр Игнатюк. Надежда Малышева же отмечает, что вряд ли терминал в Мууге сможет работать с российским контейнерным потоком, ведь наше государство стремится направить максимум российских грузов в российские порты.
Следующая -- Мууга
Заход в Муугу -- далеко не первая попытка российских компаний вернуть себе утраченные в постсоветское время позиции в прибалтийских портах. Сейчас успешно развивается эстонский порт Силламяэ, половина акций которого принадлежит компаниям, которые связывают с предпринимателями Андреем Катковым и Евгением Маловым.
Транспортно-экспедиторской компании «ОТЭКО» принадлежит 50% нефтяного терминала Milstrand мощностью 2 млн т в год в пригороде Таллина.
В порту Мууга действует терминал ОАО «Кузбассрезуголь».
Но можно вспомнить и ряд неудавшихся из-за напряженности отношений между странами Балтии и Россией покупок российских компаний: это и отказ «Транснефти» от покупки Ventspils nafta (Латвия), и уход принадлежавшего ранее «ЮКОСУ» Mazeikiu nafta (Литва) в Польшу.
При этом, отмечают эксперты, «не столько российский бизнес заинтересован в этих портах, сколько порты -- в российских инвестициях».
«Сейчас происходит ротация нашего присутствия в зарубежных портах Балтики, но она может оказаться не столь выгодной, как экспансия конца 1990-х годов», -- считает Надежда Малышева.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты