Центр туристического напряжения

Гости Клуба деловой политики «ДП» выяснили, что может вывести туристический бизнес на качественно новый уровень и как в Петербурге создать сеть туристических кластеров.

В преддверии горячего туристического сезона участники клуба обсудили тему «Туристический рынок Петербурга: тенденции и перспективы». За круглым столом собрались представители законодательной и исполнительной властей, общественных организаций, руководство ведущих туроператоров и гостиниц города и другие представители туристической отрасли Петербурга.
Заседание клуба состоялось на площадке «Гранд Отеля Европа» и было организовано «Деловым Петербургом» и агентством бизнес-коммуникаций DP Media при партнерской поддержке программы «Карта гостя Санкт-Петербурга».
Туристический кластер
В начале дискуссии был озвучен ряд законодательных инициатив, которые сейчас находятся на рассмотрении в Совете Федерации РФ, среди них: городская поддержка проектов по созданию объектов туристической инфраструктуры, создание условий для деятельности в Петербурге авиакомпаний-дискаунтеров и формирование новых культурных кластеров в различных районах города.
Алексей Чичканов, председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам СПб (КИСП), в свою очередь заявил, что основная поддержка, которой город ждет от законодателей, заключается в том, чтобы предусмотреть возможность приоритетного и льготного предоставления тех участков и зданий, которые город считает нужным развивать.
«Сегодня, например, если на тот участок, где город хочет видеть гостиницу, претендует еще девелопер с проектом бизнес-центра, то по федеральному законодательству участок обязаны выставить на торги», -- заметил Алексей Чичканов.
Между Веной и Венецией
Сергей Корнеев, директор Российского союза туриндустрии по Северо-Западу, заявил, что по количеству иностранных визитеров Петербург на сегодняшний день находится между Веной и Венецией: «Таких результатов мы достигли за последние 3-4 года». По данным Алексея Чичканова, сегодня вклад туризма в экономику Петербурга составляет 11% от валового регионального продукта. «Мы бы хотели довести эту цифру до 20% в ближайшие 5 лет», -- добавил он.
Новая программа
В этом году правительство Петербурга примет новую программу развития города как туристического центра. В связи с этим начальник Управления по туризму КИСП Марианна Орджоникидзе выступила с предложением провести встречу бизнеса и власти по вопросу образования центрального городского туристского центра, включающего конгресс-бюро.
«У города много возможностей, но городского финансирования явно не хватит для того, чтобы в полной мере показать, насколько Петербург привлекателен для туристов. Принимать концепцию продвижения города за рубежом и в регионах, а затем ее финансировать мы должны совместно с бизнесом», -- заявила она, отметив также, что о формах такого государственно-частного партнерства, в частности, можно договариваться в рамках Клуба деловой политики «ДП».
Больше информации
Единогласно участники круглого стола заявили о необходимости развивать информационный портал, отображающий все туристические возможности Петербурга. Как заявил Сергей Корнеев, в мире сейчас наметилась тенденция к индивидуализации туризма, 78% туристов обращаются к Интернету и самостоятельно выбирают маршрут. И для того, чтобы сделать посещение Петербурга максимально комфортным, необходимо разработать единую информационную систему.
«У нас есть профессиональный сайт для туристов, но существует еще множество различных сайтов, сайтиков и т.д., -- продолжил он. -- Разобраться во всем этом очень сложно, и ни один индивидуальный турист никогда этого всего сам не изучит. Необходимо привести все это разнообразие в одну общую базу».
Большинство участников дискуссии согласились с идеей создания в городе территориально-туристических кластеров вокруг наиболее интересных для гостей города объектов. Также было решено совместно с администрацией города проработать форму ГЧП для создания сети специальных агентств по развитию таких кластеров.
Мы считаем, что Петербург должен развиваться в постиндустриальном стиле, и видим его как город услуг и сервиса. Именно поэтому туристическое направление развития экономики города в области креативных индустрий, культуры, наших музеев и желание города быть не промышленным центром, а центром услуг определяют политику города.
Нам необходимо продвигать Петербург на международном рынке, и для этого необходим целый комплекс мероприятий, в частности улучшение инфраструктуры пребывания и транспортной доступности. Это довольно затратные мероприятия, но тем не менее они стоят в приоритете развития города.
Алексей Чичканов
Председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам СПб
Египетский опыт нам наглядно показал, что в отрасли не проработаны проблемы безопасности. Мы сейчас инициируем закон о введении туристической полиции в России и закон о консульском страховании. Это наиболее наболевшие вопросы.
Марианна Орджоникидзе
Начальник управления по туризму комитета по инвестициям и стратегическим проектам СПб
Наш союз видит взаимодействие власти и бизнеса по трем основным направлениям. Первое -- это увеличение эффективности туристического бизнеса за счет диверсификации, в частности, малого бизнеса. Ведь у нас, например, огромное количество небольших музеев, которые посещаемы, их ресурсы можно еще использовать. Также нам необходимо акцентировать внимание на увеличении количества повторных посещений, потому что 80% гостей -- это те, кто приезжает повторно. Третий кит -- это инновации. Те же электронные билеты, когда их ввели, значительно упростили ситуацию.
Сергей Корнеев
Директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии
На сегодняшний день Петербургу необходим такой продукт, как карта гостя.
Программу «Карта гостя Санкт-Петербурга» можно привести в качестве примера взаимодействия между властью и бизнесом. Для нас, в свою очередь, это способ продвижения на международный рынок и повышения статуса. Европейский сити-маркетинг очень плотно занимается такими картами. Существование подобного продукта говорит о том, что наш город -- это туристическая Мекка.
Виктор Куртышев
Генеральный директор программы «Карта гостя Санкт-Петербурга»
В Лондоне с начала запуска программы LondonPass (аналогична нашей) за 10 лет более 1 млн 100 тыс. туристов приобрели карту гостя. Продажа Barcelona card при потоке туристов 6,5 млн человек в год достигла 130 тыс. карт ежегодно. Цифры по событийному туризму таковы: во время Венецианского карнавала за 10 дней город посетили 300 тыс. туристов, воспользовались картой гостя Венеции 6 тыс. человек.
Карта гостя Петербурга призвана в первую очередь обратить внимание на основные городские музеи, продвигая их друг за другом, чтобы туристу было удобно посещать их в удобном порядке. Например, посетив Спас на Крови, гость может сесть бесплатно и без очередей на автобус «Сити-тур» и доехать до Петропавловской крепости.
Нана Гвичия
Директор ГУ «Городской туристско-информационный центр»
Основная проблема, с которой мы столкнулись этой зимой, -- уборка снега.
Только территория Петропавловской крепости составляет 26 га, не говоря уже о крепости «Орешек» и др. Федеральное законодательство ориентирует нас на самовыживание, а бюджетное финансирование -- как шагреневая кожа. Для нас 1 млн рублей -- это немало.
В этом году на фоне 15 млн рублей, которые нам дало государство на реставрацию музея, мы вложили 80 млн своих. Инвесторы к нам не хотят идти, потому что не проработана законодательная база. Мы предложили создать гостиницу на базе Петропавловской крепости и в этом году переселяем последних жителей (91 человек), проживающих на ее территории. Для реализации проекта гостиницы нам нужен инвестор, но у потенциальных инвесторов один вопрос: а кто выступит гарантом?
Хотелось бы также затронуть проблему кадров туристической отрасли. Почему-то считается, что гидом можно работать, не обладая особыми знаниями и профессиональной подготовкой.
К экскурсоводам, переводчикам и обслуживающему персоналу не предъявляется вообще никаких требований.
Александр Колякин
Генеральный директор Государственного музея истории СПб «Петропавловская крепость»
В который раз говорю о том, что городу необходимо сделать нормальные автобусные стоянки в высокий сезон возле тех мест, где проходят миллионы посетителей.
Я директор музея и, если не получу 2,5 млн посетителей, развалю экономику своего музея. Но нам говорят: раз вы сами зарабатываете на этом, то вот сами и думайте, как решить эту проблему. Но ведь мы же создаем имидж города.
Николай Буров
Директор ГМК «Исаакиевский собор»
У меня территория -- 300 га, и в прайм-тайм летом абсолютное скопление людей во въездной зоне. И в ближайшие годы потребуются какие-то альтернативные программы, которые будут привлекать туристов не только к самому дворцу, но и к объектам, расположенным вокруг него.
Вторая наша задача -- повышение уровня обслуживания. У нас есть возможность организовать питание на 700 туристов единовременно, есть для этого территория, но встает вопрос о привлечении инвестиций. Но согласно сегодняшнему федеральному законодательству получается, что инвесторы сами платят по полной программе за то, что восстановили и сделали из «помойки», например, замечательный ресторан.
Росимущество говорит, что нет законодательных оснований для того, чтобы хотя бы уменьшить арендную плату для инвестора. Но пока среди федеральных музеев нет ни одного в форме ГЧП.
Ольга Таратынова
Директор ГМЗ «Царское Село»
По продажам площадей мы вторые после Москвы, но понятно, что в Петербурге другой деловой климат. Главный показатель для нашего участника -- это количество деловых контактов, но у нас контакт такой стоит в 10 раз дороже, чем в Москве, потому что у нас в 10 раз их меньше.
Сейчас ни на федеральном уровне, ни у нас пока нет четкого представления, как развивать деловой туризм, что такое конгрессы, торгово-промышленные выставки и т.д. Считается, что для этого достаточно инвестировать в новые современные конгрессно-выставочные комплексы.
Сейчас в «Ленэкспо» имеется 30 тыс. м2 площадей, а годовая загрузка -- 30%, нам не хватает самих событий, особенно международных. Мы уже давно говорим о конгрессных бюро. Но пока они не играют такой роли, как за рубежом.
Сергей Алексеев
Генеральный директор ОАО «Ленэкспо»
Малый бизнес в гостиничной сфере -- это якорь стабильности, но об этом забывают. На сегодняшний день отсутствует внятная законодательная база для малых средств размещения. Должен быть закон, легализирующий их деятельность и делающий ее прогрессивной и легко доступной.
Мы не видим никакой динамики и возможности не только для снижения цен на гостиничные услуги, но и для их стабилизации. Должны появляться малые предприятия, которые ограничат чудовищный рост цен на услуги монополий, иначе мы вынуждены будем поднимать цены на питание и проживание и т.д.
Владимир Васильев
Президент НП «Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга»
Турфирмы часто обвиняют в том, что они ничего не привносят в город. Я не согласна с этим мнением. Хотя, конечно, есть и масса компаний, которые могут позволить себе только стол и стул и которые ни доллара не могут проинвестировать в развитие. Это сегодня по силам только либо большой компании, либо через объединение и какие-то консолидированные действия. Но влиять на малые компании и понуждать их вкладываться в развитие города мы не можем.
Людмила Кудрявцева
Генеральный директор ЗАО «Балтик Трэвэл Компани»