«Автогражданка»: больше, выше, дороже

Минфин намерен существенно поднять лимиты по ОСАГО и провести ключевые реформы в части компенсации по жизни и здоровью. При этом проблема выплат без износа не решена.

В текущем году планируется повысить размер максимальной выплаты по железу до 400 тыс. рублей, а по жизни и здоровью -- до 500 тыс. рублей. В последнем случае изменения коснутся не только размера выплат, но и порядка компенсации.
Ранее компании выплачивали полную сумму только при летальном исходе или инвалидности, теперь выплаты будут рассчитываться по таблице в зависимости от тяжести травм. Например, сотрясение мозга оценивается в 10 тыс. рублей, а перелом двух ребер стоит 25 тыс. рублей.
Эксперты полагают, что кардинальные перемены в законе необходимы. «С 2003 года закон почти не менялся, хотя за 8 лет статусы страховщиков и автомобилистов существенно изменились», -- говорит Евгений Дубенский, президент Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада.
Эксперт добавляет, что если по железу автовладельцы научились отстаивать свои права и получать причитающиеся им компенсации, то по здоровью ситуация противоположная: доля выплат ничтожна -- 1-2%. «По­страдавшие в ДТП к страховщикам обращаются редко, а сами страховщики часто не платят, ссылаясь на закон об ОМС», -- заключает Евгений Дубенский.
Опасные 5%
Все же для большинства автовладельцев наиболее актуально повышение нормативов по железу. Ныне существующего лимита в 120 тыс. рублей хватает примерно в 95% случаев. С ними большинство водителей могут (пусть и с некоторыми затруднениями) разобраться самостоятельно. А вот остальные 5% приходятся на крупные ДТП. Самый резонансный случай произошел минувшей осенью, когда тверской дворник на своей Toyota протаранил роскошный Maybach и получил претензии от страховщика иномарки на 8,8 млн рублей.
Александр Баклушин, директор филиала Объединенной страховой компании, считает, что из-за роста числа дорогостоящих машин на дорогах страхового лимита в 120 тыс. рублей все чаще не хватает. Он приводит пример: несильный удар по Toyota Land Cruiser привел к смещению рамы и подвески. Внешне несущественные повреждения привели к выплате в 750 тыс. рублей.
Износ не разрешен
В результате реформы полисы ОСАГО будут дороже на 30-50%, средняя стоимость полиса ОСАГО в Петербурге вырастет с 3,3 тыс. до 4 тыс. рублей. Евгений Дубенский считает, что автомобилисты морально готовы к росту, так как дорожает всё: машины, топливо и даже штрафы. Также реформа вряд ли приведет к росту мошенничества по жизни и здоровью. Глава Северо-Западной инспекции Федеральной службы страхового надзора Денис Кику полагает, что основное мошенничество совершается по железу и жулики вряд ли быстро перестроятся на «жизнь и здоровье».
Эксперты также отмечают, что реформа не решила несколько важных проблем. «В первую очередь это выплата с учетом износа, -- считает Максим Кондрашов, директор центра корпоративного страхования ООО «СГ «МСК». -- За 3-4 года износ у машины может быть 30%, хотя при надлежащем уходе она близка к состоянию новой. И невиновному водителю сложно понять, почему он должен доплачивать за детали». Также он отмечает недостаточность лимитов по железу при ДТП с машинами бизнес-класса.
Суд автомобилистам в помощь
С недочетами в законе об ОСАГО автомобилисты и страховщики справляются с помощью суда.
Так, в середине февраля Высший арбитражный суд принял решение переложить на виновников ДТП выплату разницы между компенсацией по ОСАГО и стоимостью ремонта по каско.
Впрочем, эксперты полагают, что данное решение коснется только юрлиц.