Позитивная реакция

Жилье эконом- и комфорт-класса по-прежнему пользуется повышенным спросом у покупателей. Поэтому основной объем ввода традиционно приходится на этот сегмент.

Согласно исследованию АРИН, в 2010 году было введено около 2,6 млн м2 жилья. Это, по данным комитета по строительству, на 2% больше, чем в 2009 году. Из всего объема ввода, по данным различных аналитиков, к жилью массового спроса можно отнести от 79 до 95%.
«В принципе, по итогам 2010 года можно говорить о том, что сегмент жилой недвижимости справился с кризисом, -- считает Вера Сережина, директор управления аналитического маркетинга холдинга RBI. -- Помимо роста покупательского спроса, который наблюдался с III квартала 2010 года, подтверждают тенденцию уверенного восстановления отрасли и объемы строящегося жилья». Так, по данным эксперта, в массовом сегменте было выведено в 3 раза больше новых проектов в продажу, чем в 2009 году.
Динамичное развитие
В 2010 году наибольшее количество квадратных метров жилья массового спроса было введено в Приморском районе. В настоящий момент этот район является одним из наиболее динамично развивающихся.
При этом, если говорить о жилье экономкласса, то оно в основном вводилось в спальных районах и в ближайшем пригороде. Так, лидером по сдаче в эксплуатацию объектов жилой недвижимости в этом сегменте стал Пушкинской район за счет ввода первых кварталов комплекса «Славянка».
Большинство специалистов отмечает, что кризис не оказал существенного влияния на квартирографию введенных домов эконом- и комфорт-класса. «В связи с большим спросом на однокомнатные квартиры в 2010 году их было введено больше всего в сравнении с другими типами квартир», -- отмечает Ольга Литвиченко, директор департамента новостроек АН «Бекар». Однако малогабаритные квартиры и ранее пользовались повышенным спросом, поэтому, по данным специалистов RBI, традиционно такое предложение составляет не менее 50% от общего числа квартир в строящемся доме. С экспертом согласны и специалисты ЗАО «ЮИТ Санкт-Петербург»: «Если говорить о массовом жилье, то доля однушек в проектах обычно составляет не менее 50%, так как предпочтение клиентов отдается однокомнатным квартирам до 40м2».
Рациональное использование
Вместе с тем покупатели жилья стали уделять серьезное внимание тому, чтобы площадь квартир использовалась максимально рационально. «Наиболее востребованный на рынке метраж студий -- 25-27м2, однокомнатных квартир -- 35м2, двухкомнатных -- до 60м2, а трехкомнатных -- от 80м2», -- рассказывает Вера Сережина. Кроме того, квартира должна иметь раздельный санузел, большую и просторную кухню площадью от 10м2, комнату от 15м2, балкон, небольшой коридор.
Немаловажным фактором для покупателей квартир комфорт-класса является и инфраструктура района, где расположен дом. «Это близость хорошей школы, наличие рядом детского сада, встроенный паркинг для жителей комплекса, -- рассказывает Сергей Степанов, директор по продажам компании «Строительный трест». -- Преимущество имеет тот застройщик, который может себе позволить создать рядом с объектом качественную социальную инфраструктуру, построить детский сад, разбить парк, обеспечить необходимое число парковочных мест».
В целом застройщики стараются оперативно реагировать на изменения покупательских предпочтений. Но в большинстве случаев это касается лишь тех, кто работает в сегменте комфорт-класса.
«Для жилья экономкласса основной задачей застройщиков является минимизация расходов и получение максимальной прибыли, -- рассказывает Александр Завьялов, генеральный директор ЗАО A&A Group. -- Сегмент наиболее дешевого жилья всегда имел повышенный спрос. И сейчас застройщикам не имеет смысла вкладывать большие средства в модернизацию типовых решений до тех пор, пока конкуренция в борьбе за покупателей этого сегмента не обострилась. Хотя надо отметить, что ряд компаний уже начал заниматься этой проблемой».
Ценовое колебание
В настоящий момент спрос и предложение в сегменте жилья массового спроса сбалансированы. «На первичном рынке жилья нет недостатка квартир эконом- и комфорт-класса, -- говорит Ольга Литвиченко. -- Существует нормальная конкуренция среди застройщиков, и соотношение спрос -- предложение находится в равновесии, хотя спрос на однокомнатные квартиры экономкласса всегда чуть выше предложения». Именно поэтому вопреки прогнозам некоторых специалистов о росте стоимости жилья цены на объекты жилой недвижимости эконом- и комфорт-класса по итогам 2010 года почти не изменились.
Согласно исследованиям АРИН, в целом за 2010 год уровень цен на объекты жилой недвижимости вырос на 15%.Однако наибольшее увеличение стоимости жилья было зафиксировано в сегменте элитных квартир. По данным ООО «ЦРП «Петербургская Недвижимость», стоимость типовых квартир к концу 2010 года была на уровне начала года. Примерно до августа 2010 года цены на такие объекты снижались. Именно в этом месяце было зафиксировано минимальное значение стоимости типовых квартир на уровне 68 900 рублей за 1 м2.
Сегодня все еще существует большая разница в стоимости жилья, находящегося на начальной и конечной стадиях строительства. По данным АРИН, в сегменте жилья массового спроса разница в цене на начальном и завершающем этапе строительства дома составляет 17-32%. Наименьшая разница характерна для класса «комфорт+» (17%), наибольшая -- для экономкласса (32%), для которых уровень цены является самым значимым критерием, способным подтолкнуть к покупке на стадии свайного поля.
В 2011 году, по данным специалистов АРИН, планируется ввести в эксплуатацию порядка 2,6-2,8 млн м2 жилья массового спроса.
При этом, как отмечают эксперты, не исключено, что в скором времени может возникнуть дефицит предложения в новых домах комфорт-класса, в первую очередь в районах со сложившейся застройкой.
«Это связано, во-первых, с постепенным вымыванием объема в 2010 году, -- говорит Вера Сережина, -- во-вторых, со снижением темпа строительства и запуском новых объектов, имевших место в 2009 году». В 2010 году рынок массового жилья пополнился новым предложением в объеме 1039 тыс. м2. «Но это проекты, которые станут квартирами через 2-2,5 года, -- объясняет Вера Сережина. -- Причем четверть -- это проекты комплексного освоения территорий, которые вводятся в строй очередями».