От супрематизма к сюрреализму

В музее «Царскосельская коллекция» (Пушкин) открылась выставка графики Льва Юдина, приуроченная к 20-летию со дня открытия постоянной экспозиции. За эти годы в музее создано редкое собрание русского и советского экспериментального и реалистического искусства с начала ХХ века до наших дней. Около 30 рисунков Юдина тушью, акварелью и карандашом, хранившиеся до поступления в коллекцию у его вдовы Марии Гороховой, демонстрируются впервые. Большая часть наследия художника была передана в Государственный Русский музей.

Ученик
Выставка представляет творчество Юдина конца 1920-х -- 1930-х годов. В это время он уже не только ученик Казимира Малевича, сделавший первые шаги в искусстве в Витебске, где знаменитый авангардист в разгар Гражданской войны основал экспериментальную художественную школу. Переехав в Ленинград, молодой художник пытается избавиться от влияния учителя, не ощущая себя супрематистом. Он создает картины в духе кубизма. На выставке есть его натюрморт, нарисованный в период увлечения книгой «Естественная история» сюрреалиста Макса Эрнста. Иллюстрации для нее были сделаны с помощью фроттажа -- затирания графитом бумаги, приложенной к предмету или рельефной плоскости.
Примерно тогда же Юдин начинает интересоваться графикой Дмитрия Митрохина -- бывшего члена группы «Мир искусства», знаменитого художника книги. Большинство рисунков, выставленных в «Царскосельской коллекции», напоминают митрохинские. Митрохин, еще до революции 1917 г. живя в Париже, стал известен как мастер уличных зарисовок. Юдин в конце 1930-х рисует сценки из повседневной жизни провинции. Виртуозными касаниями кисти и росчерками пера, похожими на почерк старшего товарища, сделаны его акварельные портреты детей и натюрморты. Видимо, не без влияния Митрохина Юдин решил в основном заниматься графикой, в том числе резцовой гравюрой. В «Царскосельской коллекции» есть его деревенский пейзаж в технике офорта.
Абстракция
В 1930-е бывший ученик Малевича отходит от супрематизма. Но, несмотря на повсеместный кондовый соцреализм, вслед за учителем продолжает поиски своего авангардистского стиля. Как учил Малевич, Юдин создавал свой экспериментальный художественный язык, перерабатывая графику Митрохина, галлюцинаторику сюрреалистов или цветовые гаммы с примесью черного Давида Штеренберга, чьи плоскостные натюрморты он тоже ценил.
«Чиж» и «Еж»
Помимо работы иллюстратором в «Чиже», «Еже» и других знаменитых детских журналах, он занимался абстрактной бумажной скульптурой.
В этих работах тоже заметно увлечение сюрреализмом. Похожие беспредметные органические формы рисовал Хуан Миро, творчеством которого Юдин интересовался. Сохранились снимки юдинских скульптур, сделанные самим художником при специально поставленном освещении. Эти фотоабстракции эпохи полного и безоговорочного соцреализма стоят в одном ряду с фотоиллюстрациями к книгам идеолога сюрреализма Андре Бретона или со снимками довоенных скульптур Альберто Джакометти.
Сложно угадать, как развивалось бы творчество Юдина после Второй мировой. У него было широкое поле для экспериментов. Один их лучших графиков и мастеров натюрморта своего времени, он был известен и тем, что виртуозно вырезал ножницами профильные портреты. Художник погиб в ноябре 1941-го в одном из первых боев на Ленинградском фронте. Ему не было сорока.
Станислав Савицкий, арт-критик