00:0011 февраля 201100:00
28просмотров
00:0011 февраля 2011
На этой неделе федеральные министерства сообщили, что ими разработаны два плана развития России на ближайшие 20 лет. Планы различаются кардинально. Первый путь предполагает, что государство тратит больше, чем зарабатывает, и по максимуму инвестирует средства в различные отрасли промышленности, в первую очередь в инновации. Второй вариант развития подразумевает жесткую экономию бюджетных средств, отказ от принятых ранее проектов (в частности, повышения пенсий и перевооружения армии). Кроме того, основой российской экономики при этом варианте останется нефтегазовая, сырьевая отрасль.
Эта информация вызывает несколько вопросов. Во-первых, насколько эти планы вообще будут реализованы в жизнь. Правительство регулярно озвучивает новые программы, направленные на резкий подъем экономики или улучшение жизни всех жителей страны. Вспомним те же так называемые национальные проекты, о которых несколько лет назад говорили постоянно, а потом как-то резко забыли. Что стало с планом Путина, под знаменем которого партия власти шла на предыдущие выборы? Не постигнет ли такая же участь и стратегии, разработанные сейчас министерскими чиновниками?
Второй вопрос -- категоричность планов. Почему-то рассматриваются только два крайних варианта: либо тратим все, либо экономим по полной. Как показывает практика развитых стран, вполне возможно идти и по среднему пути. Или это возврат к революционному тезису «до основанья, а затем…»?
Вызывает недоумение и то, что право выбора между двумя вариантами развития государства предоставлено одному человеку -- премьер-министру России Владимиру Путину. Именно он будет, по сообщениям чиновников, сравнивать предлагаемые варианты и принимать тот, который посчитает наиболее перспективным. Получается, что будущее государства -- а значит, каждого его жителя -- в демократическом государстве определяют не граждане или их представители в выборных законодательных органах, а лицо, назначенное, но не избранное на должность?
Кроме того, таким образом федеральные власти продемонстрировали, что будущая политическая структура России у них уже не вызывает сомнений: до 2030 года руководить страной будут одни и те же люди. Иначе принятие таких планов обречено на провал изначально: каждый новый руководитель государства, приходя на свой пост, обычно имеет свои мысли о развитии страны, свои планы и свое видение ситуации. Разумеется, если он действительно руководитель государства, а не подставная фигура, нужная только для соблюдения конституционных норм о двух президентских сроках подряд.