Новый план Путина

На этой неделе федеральные министерства сообщили, что ими разработаны два плана развития России на ближайшие 20 лет. Планы различаются кардинально. Первый путь предполагает,­ что государство тратит больше, чем зарабатывает, и по максимуму инвестирует средства в различные отрасли промышленности, в первую очередь в инновации. Второй вариант развития подразумевает жесткую экономию бюджетных средств, отказ от принятых ранее проектов (в частности, повышения пенсий и перевооружения армии). Кроме того, основой российской экономики при этом варианте останется нефтегазовая, сырьевая отрасль.

Эта информация вызывает несколько вопросов. Во-первых, насколько эти планы вообще будут реализованы в жизнь. Правительство регулярно озвучивает новые программы, направленные на резкий подъем экономики или улучшение жизни всех жителей страны. Вспомним те же так называемые национальные проекты, о которых несколько лет назад говорили постоянно, а потом как-то резко забыли. Что стало с планом Путина, под знаменем которого партия власти шла на предыдущие выборы? Не постигнет ли такая же участь и стратегии, разработанные сейчас министерскими чиновниками?
Второй вопрос -- категоричность планов. Почему-то рассматриваются только два крайних варианта: либо тратим все, либо экономим по полной. Как показывает практика­ развитых стран, вполне возможно идти и по среднему пути. Или это возврат к революционному тезису «до основанья, а затем…»?
Вызывает недоумение и то, что право выбора между двумя вариантами развития государства предоставлено одному человеку -- премьер-министру России Владимиру Путину. Именно он будет, по сообщениям чиновников, сравнивать предлагаемые варианты и принимать тот, который посчитает наиболее перспективным. Получается, что будущее государства -- а значит, каждого его жителя -- в демократическом государстве определяют не граждане или их представители в выборных законодательных органах, а лицо, назначенное, но не избранное на должность?
Кроме того, таким образом федеральные власти продемонстрировали, что будущая политическая структура России у них уже не вызывает сомнений: до 2030 года руководить страной будут одни и те же люди. Иначе принятие таких планов обречено на провал изначально: каждый новый руководитель государства, приходя на свой пост, обычно имеет свои мысли о развитии страны, свои планы и свое видение ситуации. Разумеется, если он действительно руководитель государства, а не подставная фигура, нужная только для соблюдения конституционных норм о двух президентских сроках подряд.