Микробы и галлюцинации

На Первом канале презентовали претендентов на роль талисмана сочинской Олимпиады-2014.

Сейчас самые популярные образы, согласно моему исследованию в среде молодых интеллектуалов России, -- представители семейства кошачьих и птицы. Почему? Если судить поверхностно, кошек и птиц жители крупных городов видят чаще других животных. Но есть что-то более глубокое. Возможно, птицы связываются с мечтой о полете. Образ кошки в современном мире стал ближе человеку, потому что предполагает некоторую отчужденность. Ведь люди становятся все более одинокими.
Второе место разделили собака, корова, заяц и, что очень интересно, микроб. Серьезно. Микроб вошел во вторую группу по популярности в силу активности рекламы всяких чистящих, моющих средств и молочно-кислых продуктов. Произошел огромный сдвиг сознания благодаря развитию нанотехнологий. Микробы уже не существа из иного мира. Микробы -- просто маленькие друзья.
В Интернете можно плюшевую игрушку в виде любого микроба купить: и спирохеты есть, и кто угодно. Это показывает абсурдность современного сознания, но тем не менее это массмедийная практика. Мир микросуществ стал приближаться к человеку. Может, лет через сто люди будут держать у себя не кошек и собак, а какую-нибудь культуру бактерий в чашечке Петри.
Есть одно условие всенародной любви -- образ должен быть талантливо сделан. Я не буду сейчас оценивать предварительный дизайн талисманов, который, может, кто-то сделал бесплатно, а деньги забрали чиновники. Ясно, что все это будет еще дорабатываться.
У нас страна консервативная, решения принимаются чиновниками. Могут выбрать опять медведя. Вероятность очень высока. Вообще это табуированный зверь. Даже слово «медведь» -- не его подлинное название. Он был настолько страшен для русского народа, что его называли иносказательно: «зверь, который знает, где расположен мед» -- «медовед» -- «медведь». Хотите узнать его настоящее имя? Вспомните, как называется логово зверя. Берлога. Древнее, страшное имя, которое запрещено было даже произносить, -- бир. Зверь, который все отбирает. Это очень соответствует чиновничьей сущности России. Чиновники вполне могут выбрать медведя и тем самым подчеркнуть, насколько много они забрали на строительстве Олимпиады. Вы думаете, выборы талисмана будут сильно отличаться от всех остальных в нашей стране?
Вообще выбор талисмана для руководства страны очень важен, потому что связан с ее международным пиаром. Важна идеологическая составляющая. Поэтому, я думаю, выбору талисмана будет уделено пристальное внимание. Символ Олимпиады-80 был стопроцентным изображением тоталитарной страны. Медведь с зажатым плечевым поясом словно застыл в движении, его можно было наблюдать только с двух ракурсов. Сущность страны он идеально отображал. Может быть, народу этот медведь нравился, потому что он был поживее, чем лицо генерального секретаря.
В последние 2 десятилетия символами Олимпиады все чаще становятся мультяшные персонажи. Вообще появляется все больше неодушевленных, вымышленных существ: скрепки, перчики, листочки. Наше сознание раскачано средствами телевидения, компьютерной графики. Живой образ уже не так важен. Живым может быть все что угодно, все вокруг может трансформироваться. Эти идеи получили развитие от мозаичной картины мира галлюциногенных технологий на основе ЛСД. Идеи проникли в массовое сознание. Телевизионные заставки их раскачивают: там и буквы прыгают, и вещи, и мохнатые существа. Так что, возможно, какой-то галлюциногенный образ станет эмблемой сочинской Олимпиады.
Матрешка, кстати, хоть и элемент нашей культуры, но вполне сумасшедший образ, если в нем разобраться. Женщину напополам разрывает, а внутри еще одна сидит.
Солнышко -- универсальный образ, позитивно воспринимаемый почти всем человечеством на бессознательном уровне. Только при чем здесь Россия и солнце?
Появление дельфина среди образов зимней Олимпиады -- типичный пример внутрироссийского видения. Черное море долгое время воспринималось жителями нашей страны как единственное место, где можно увидеть живых дельфинов. Если будет выбран образ дельфина, он будет всему остальному миру говорить, что это совершенно сумасшедшая страна, где все может случиться.
По-моему, самым удачным, отражающим дух нашей страны с ее вертикалью власти и тем, что в ней творится, был первоначальный вариант чиновничьей чебурашки.
Андрей Ульяновский, доцент СПбГУ, автор книги «Мифодизайн рекламы»